Главная | Регистрация | Вход
Село ШЕШУРГА
Меню сайта
Друзья сайта
  • Тужинская газета
  • Село Караванное
  • Васькино
  • Шешурга на Одноклассниках
  • Шешурга ВКонтакте
  • Фотопланета
  • Соборы.РУ
  • Храмы России
  • Русские церкви
  • Родная Вятка
  • Храм посёлка Тужа
  • Храм села Ныр
  • Категории раздела
    История храма [1]
    Клир и причет [5]
    О тех, кто служил в храме с.Шешурга, священниках, дьяконах, певчих и причётниках
    Вход на сайт
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Клир и причет

    Доклад к VI Свято-Матфеевским чтениям 2014г.
    22.11.2014, 15:26

     История Флоро-Лаврской церкви с.Шешурга Тужинского района, входившей в 3й благочинный округ Яранского уезда,  в советский период составляет  примерно 20 лет, которые стали последними в её жизни. За это известны имена служивших в ней 5 священников.

    Иерей  Василий Васильевич Несмелов служил в Шешурге почти 10 лет до 1918г., большую часть своей священнической жизни. Среди его деятельности в Шешурге известно, что  он являлся законоучителем местной церковно-приходской школы. Кроме того, о.Василий внёс свой вклад в общеимперский проект «Русский провинциальный некрополь», под руководством историка и организатора науки Великого Князя Николая Михайловича. О.Василий составил список лиц, погребённых при храме с.Шешурга, с момента основания прихода. На архивных листах переписи имеется его подпись. Проект уникальный, его материалы требуют введения в научный оборот. Следует отметить, что информация по Шешурге достаточно богатая, о.Василием она дополнена сведениями из Метрических книг и Клировых ведомостей, послужных списков. Эти сведения дают уникальную возможность познакомиться с дореволюционными деятелями с.Шешурга.

     В 1918г. о.Василий был переведён в Лебяжье, где и был в скором времени расстрелян. И так получается, что память о нём сохранилась именно в Лебяжье, трудами местного краеведа Дмитрия Казакова несмотря на то, что там он служил менее года. Собранная о нём информация стала настоящей ценностью для его родных, как поделилась со мной его правнучка на одном из сайтов в интернете.  О.Василий канонизирован РПЦЗ, как новомученик. Дальнейшая судьба Несмеловых также связана с Тужинским районом, после расстрела его матушка   Елена жила в с.Михайловское Тужинского района у брата священника Аркадия Блинова, затем в Кугушерке Яранского района.

    Имена следующих трёх священников связаны с т.н. Истинно-православной Катакомбной  Церковью, под руководством епископа Виктора (Островидова), а в дальнейшем Яранского епископа Нектария.

    Священник Иоанн Степанович Мамаев, принял настоятельство в Шешурге сразу  после о.Василия. В это сложное для Церкви время, о.Иоанн прослужил в Шешурге около шести до 1923г. Главной задачей  его служения в Шешурге  конечно было сохранить церковную жизнь в приходе, что ему удалось. В 1923г. он начинает служить в своём родном с.Душкино Арбажского района, и именно здесь он получает известность в рассказах российской писательницы Татьяны Смертиной, уроженки Арбажского района. В 1936г. о.Иоанн был арестован и отправлен в лагеря по групповому делу Истинно-православной Церкви епископа Дамаскина (Цедрика), который был его духовным отцом и лучшим другом. Житие канонизированного ныне Владыки Дамаскина очень трогательно описывает случай, когда на одном из этапов Дамаскин несёт на себе обессилевшего о.Иоанна, чтобы спасти его от расстрела.

    В 2000г. Архиерейским Собором священник Иоанн был причислен к лику святых, как священномученик.

    Иерей Сергий Петрович Сухоруков служил в конце 20х годов около двух лет. В 1930г. он служит в с.Лом Яранского района, с этого момента он имеет непосредственное общение с епископом Нектарием, который в итоге благословил его на тайное служение. В 1932г. в Лому о.Сергия арестовали. После своего освобождения он уже окончательно перешёл на тайное служение. Он вместе со своей женой странствует по Яранскому уезду ( сёла Шешурга, Лом, Рыжаково, Санчурский, Кикнурский районы). В переходах между сёлами он совершает богослужения в лесу, исполняет требы. С собой он имел всегда «походную церковь» все необходимые для совершения Литургии предметы у него были из с.Лом.   Из показаний следственного дела о.Сергия известно, что количество богомольцев на некоторых службах достигает 100 человек. Таким образом, видно насколько местное население нуждалось в духовной поддержке в трудное для Церкви время.

    Кириллов Пётр Платонович, служил в Шешурге с 1930, в 32м был арестован вместе с Сергием Сухоруковым по делу ИПЦ. На примере о.Петра видно как фабриковались дела против духовенства, в частности, не имеющего регистрации. В его деле фигурирует тот факт, что он совершил заочное отпевание над жителем д.Ахмоличи, который якобы явился во сне своей жене, и сказал, что его следовало похоронить не в Лому, а в Шешурге. После отпевания видения жене покойного прекратились. В связи с этим, следствие  обвинило о.Петра в фабрикации и распространении данного «чуда», которое бы послужило к увеличению числа верующих для контрреволюционной деятельности.

    Эти  три священника, одни из тех, кто стал жертвой политического террора по делопроизводству ИПЦ. Данная тема, также открывает огромные перспективы в целом для всей страны, развитее конечно нужно начинать с малого, с конкретного н.п., прихода. В частности, как мне сообщила сотрудник  Научно-исследовательского и проектного центра «Мемориал» Ирина Ивановна Осипова, сейчас готовятся к выпуску новые книги конкретно по истории Тайной церкви Вятской епархии и епископу Яранскому Нектарию. И конечно, любая  информация местных краеведов  для данных изданий будет ценной.

    И наконец, что касается последнего священника Шешурги – это протоиерей Дмитрий Иванович Любимов. Уроженец с.Салобеляк, он очевидец последних дней существования Шешургского прихода с 1935 до 1940г. Также он служил во многих других сёлах Яранского округа. В 90х гг. жители Шешурги вспоминали последние дни церковной жизни в селе. С их слов, посещаемость богослужений было очень большой, со всей округи. Совершались выездные молебны по окрестным деревням. Такая обстановка конечно не давала покоя местной группировке коммунистов, которые использовали перевод о.Дмитрия из Шешурги в Кикнурский Улеш для закрытия храма. О.Дмитрий скончался 2 января 1969г. будучи настоятелем Успенского Яранского собора. Похоронен в Яранске.

    В завершение следует сказать, что основной мыслью данного доклада было не только рассказать о деятельности Шешургского духовенства, его жизни в советский период, а на примере конкретного храма в Тужинском районе показать общее значение изучения конкретной исторической личности, в данном случае духовенства, её вклад  в развитие духовной жизни нашего региона.

    Важно знать имена местного духовенства для духовной преемственности поколений, сохранения молитвенной памяти.

    Е.И. Горев 

    VI Свято-Матфеевские чтения, г.Яранск, 21 ноября 2014г.

     http://sheshurga1.ucoz.ru/2019/D_41-27.pdf/2019/D_41-27.pdf

    http://sheshurga1.ucoz.ru/2019/D_41-27.pdf

    Категория: Клир и причет | Добавил: Evgeniy_Gorev | Теги: Церковь, Доклад к Свято-Матфеевским чтениям, духовенство
    Просмотров: 545 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]