Главная | Регистрация | Вход
Село ШЕШУРГА
Меню сайта
Друзья сайта
  • Тужинская газета
  • Село Караванное
  • Васькино
  • Шешурга на Одноклассниках
  • Шешурга ВКонтакте
  • Фотопланета
  • Соборы.РУ
  • Храмы России
  • Русские церкви
  • Родная Вятка
  • Храм посёлка Тужа
  • Храм села Ныр
  • Категории раздела
    История храма [1]
    Клир и причет [5]
    О тех, кто служил в храме с.Шешурга, священниках, дьяконах, певчих и причётниках
    Вход на сайт
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Клир и причет

    Клир и причет Флоро-Лаврской церкви с.Шешурга
    08.03.2013, 22:52

    История  того или иного храма – это не только история его возникновения, когда и кем он был основан, сколько раз реконструировался, сколько в нём пределов и кому он посвящён, но это также история тех, кто в нём служил, кто был пастырем духовным.

    История служения в Флоро-Лаврском храме с.Шешурга, как указывается в летописи  данного храма, которая  находится в личном архиве знаменитого вятского краеведа А.С.Верещагина (1835-1908гг.) начинается с Указа Вятской духовной консистории от 26 марта 1863г. № 2583. Согласно этому указу и было открыто данное село Шешурга.

    Причт нового прихода должен был состоять из одного священника и двух причётников. В обязанности причётников входило оказание помощи священнику в совершении богослужений, чтении, пении, уборке алтаря и храма. Указ Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 мая 1869 года за №20 постановил на данном приходе быть одному священнику и одному псаломщику. Позднее при храме появилась вакансия дьякона.

    Также летопись Шешургской церкви  сообщает, что первым священником в Шешурге был Пётр Михайлович Наумов, который происходил из семьи пономаря.  В  1842 году он закончил  Вятскую духовную семинарию, 9 октября этого же года епископом Неофитом (Сосниным) рукоположен дьякона и направлен в с.Лом Яранского уезда, где прослужил 20 лет. Когда в 1863г.   в Шешурге открыли приход жители попросили себе отца Петра в священники, он был им уже  хорошо известен, поскольку ранее село Шешурга входило в приход Покровской церкви с.Лом, куда шешургцы и ходили на службы. Отец Пётр также был не против своего перевода в новое село. И  24 марта  1863г. года епископ Вятский и Слободской Агафангел (Соловьёв) возвёл дьякона Петра в сан иерея и назначил настоятелем вновь образованного Шешургского прихода. Данный исход событий можно назвать не иначе как пасхальный подарок жителям Шешурги, поскольку служить отец Пётр  начал с первого дня Пасхи, 31 марта 1863г. По открытию прихода службы начались вначале в деревянной церкви, преобразованной 16 июня 1863г. из часовни, построенной в 1824г. Каменный Флоро-Лаврский храм был построен только в 1872г.

    До 1 июня отцу Петру в совершении службы помогал грамотный крестьянин из починка Чертоломки Кирилл Кузьмич Огородников. В первый же день июня 1863 г. в Шешурге появился первый  причётник -  пономарь Павел Алексеевич Блинов в возрасте 21 года, из семьи  причётника. Он был исключён из 3 класса Яранского духовного училища в 1860 г. и стал причётников в Орловском уезде, однако без архиерейского посвящения. И только в  1863г. епископ Агафангел совершил над ним хиротесию в чтеца.

    26 июня 1863г. появился второй причётник – 27-летний  дьячок Пётр Фёдорович Зубарев, тоже из семьи причётника. Имел  образование 4 классов Яранского духовного училища. Хиротесию совершал епископ Елпидифор (Бенедиктов).

    Старостами же церкви до 1869г. были крестьяне, однако грамотой они не владели. Первым старостой с 1863 по 1866 годы был крестьянин из починка Каварважа Дмитрий Прохорович Русинов. После его до 1869 г. был староста из починка Куликов – Калистрат Кодратович Смотрин. Из починка Кабанова - Филипп Лбов.

    Как известно, до революции священники также занимались образовательной деятельностью среди местного населения, были законоучителями в церковно-приходских школах, народных училищах. Поэтому из характеристики Шешургского училища, которую даёт инспекция по народному образованию Яранского уезда, известно, что  с 1901 года одним из учителей в селе Шешурга, является священник Александр Александрович Сарычев, имеющий образование Вятской духовной семинарии.

    11 сентября 1904 г.  перемещен на диаконскую вакансию в с.Шешургу назначен отец Вячеслав Анисимов. Он родился 4 июня 1871г. в с.Ильинском Яранского уезда в семье священника. В 1893г. закончил Вятскую духовную семинарию, и в этом же году 1 октября епископом Вятским и Слободским Сергием (Серафимовым) рукоположен в сан священника и определён в с.Кукнур. Однако в Шешургу его назначили на дьяконскую вакансию.  По канонам Православной Церкви, такое явление вполне допустимо. Священник по разным обстоятельствам с благословения правящего архиерея  служить дьяконом может, но дьякон, будучи не возведённым в сан иерея – права служить на должности священника не имеет.

     21 марта 1907г. отца Вячеслава не стало. В это время он служил в с.Балезино.

    Перед революцией  в Шешургу назначен Абашев Климент Васильевич. Сведения, о котором представлены в Вятском синодике духовенства.  Дьяконскую хиротонию совершал епископ Вятский и Слободской Филарет (Никольский) 2 мая 1906г. В Шешурге Климент Абашев прослужил  до 1 мая 1918г., после чего епископом Никандром (Феноменовым) назначен дьяконом в с.Лебяжье Уржумского уезда, а через год рукоположен в священники того же села. 8 апреля 1920г. отец Климент был арестован в г.Вятке советской властью и продолжил своё служение только в 1922г. уже на другом приходе. Известно, что после освобожления из заключения отец Климент служил ещё в нескольких сёлах Вятской епархии.

    8 декабря 1907 года в   Шешургу приехал новый священник отец Василий Несмелов, который прослужил в Шешурге в общей сложности 10 лет до 1918 года.

    С  отца Василия началась новая эпоха, время гонения русского духовенства и благочестивых мирян, всех, кто не смирился с  кровавой, безбожной политикой большевиков.

    В годы советской власти Яранский уезд, к которому относилась Шешурга,  входил Яранскую епископию Вятской епархии. Яранскую кафедру в 1920-х годах возглавлял епископ Нектарий (Трезвинский), который, после выхода Декларации митрополита Сергия, наряду с епископом Виктором (Островидовым), её не признал и перестал поминать Сергия за богослужением. Таким образом, Шешургский приход стал принадлежать движению непоминающих викториан, которые особо жестоко преследовались большевиками по делу Истинно-православной катакомбной церкви. 

     Сейчас изучением её деятельности занимается  Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество «Мемориал».  Оно  располагает  значительной информацией о «катакомбниках», в том числе и о тех, кто служил в этот период в селе Шешурга. 

    В 1928г. епископ Нектарий назначил настоятелем в Шешургскую церковь иерея Сергия Петровича Сухорукова (его имя также записано в Вятском синодике).  До этого  о.Сергий служил в небольшом поселении Чернушка, что в 25 км от Шешурги. Служить на новом месте отцу Сергию пришлось не долго, поскольку уже в 1930г., он начал служение в с.Лом.

    Сергий Сухоруков родился в 1895г. в д. Шепыриха Васильсурского уезда Нижегородского края. Про образование, известно, что являлся малограмотным. До принятия священного сана отец Сергий служил в Царской армии унтер-офицером. Советская власть лишила его избирательных прав, а в 1930г. после того, как отец Сергий отказался от лесных работ, был приговорён к 2 годам концлагеря и 3 годам высылки, но приговор не был утвержден. Летом 1932г. — арестован в селе Лом. Обвинение заключалось в том, что «войдя в состав церковно-монархической организации Истинной Православной Церкви, организовал церковное контрреволюционное подполье, руководил им и вел активную контрреволюционную работу среди населения». 14 августа 1932г.  отец Сергий был приговорен к 3 годам исправительно-трудовой колонии  и отправлен в лагерь. После освобождения проживал в селе Старая Рудка Шарангского района  Нижегородского края, а  4 декабря 1937г.  снова был  арестован, 3 ноября 1938г. — приговорён к 5 годам ИТЛ и отправлен в лагерь. 20 апреля 1942г. —  отец Сергий Сухоруков скончался в Талажском отделении лагеря.  

    Другим священником Шешурги был Кириллов Пётр Платонович, который также подвергался преследованию со стороны советской власти, был лишён избирательных прав.

    Отец Пётр родился в 1899г. в д.Малый Едун Заозерского сельсовета Санчурского  района, сообщает Книга Памяти Кировской области.

    В 1930г.  дважды был под следствием: «за контрреволюционную деятельность» и «за участие в массовом выступлении», как участник  Катакомбной ИПЦ. Приговор вынесло особое совещание при Коллегии ОГПУ 14 августа 1932 г., обвинялся  по статье  58 п. 10 УК РСФСР.

    Приговорён  к высылке на 3 года в северный край. Реабилитирован 15 сентября 1989 г.

    В этом же году по делу «катакомбников» были арестованы и другие члены Шешургского причта - церковная староста и просфорница   Русских Ольга Васильевна, монахиня просфорница Щеглова Екатерина Павловна, а также крестьянин села Шешурга Иван Фомич Кульпин.

    Кульпин Иван Фомич родился в 1870 в Шешурге. По образованию был  малограмотным. Советская власть причислила его к  кулакам, в связи с чем,   хозяйство его было  раскулачено, а сам он лишён избирательных прав.  Судом приговорён    к 6 месяцам принудительных работ. А в  1932 году в Шешурге  Ивана Фомича     арестовали. Обвинялся он по тому же делу  катакомбников -  «войдя в состав церковно-монархической организации ИПЦ, вёл по заданию организации контрреволюционную работу среди населения». 14 августа 1932г.  приговорен к 3 годам ссылки в Северный край.

    Русских Ольга Васильевна родилась в 1882 в деревне Комары Кикнурского района.   Малограмотная.  Была просфорницей  и церковным старостой  в селе Шешурга, лишена избирательных прав. В 1932г.  арестована в Шешурге по делу катакомбников. 14 августа 1932г.  ей был зачтён срок предварительного заключения и она освобождена.

    Щеглова Екатерина Павловна родилась в 1877 в деревне Щегловской Кикнурского района. Малограмотная.  Была монахиней, просфорницей Шешургской  церкви. Лишена избирательных прав. В 1932г. — арестована в селе Шешурга. 14 августа 1932г.  зачтён срок предварительного заключения, освобождена.

    Последним священником Флоро-Лаврской церкви села Шешурга был священник Любимов Дмитрий Иванович, который  служил  с 1935 до осени 1939 года. После него в  Шешурге  уже не было  пастыря духовного, и некому было наставить  заблудшие души на пути истинный. В Божий храм стали ссыпать зерно, а в 1959г. во время хрущёвского безумия, в просвещённый век светлого, коммунистического будущего  сбросили кресты и колокола, разрушили колокольню и центральный купол. Какое наступило будущее, все прекрасно сегодня  видят.

    Многое о последних священнослужителях Шешургской церкви сейчас ещё помнят их родственники.  Так, например, в марте 2012 года  внучка  Дарьи Ивановны Оносовой,  жившей  в Шешурге,  - Татьяна, сообщила, что её дед, муж Дарьи Ивановны – Павел Оносов служил в церкви села Шешурга дьяконом. Был арестован и осужден, раскулачивали их трижды (по словам Дарьи Ивановны). А младший дядя Татьяны даже получил компенсацию. Большего, к сожалению, Татьяна не помнит, но очень желает узнать о родственниках.

    Вот всё что пока известно о тех, кто служил в Флоро-Лаврской церкви села Шешурга, начиная с момента основания села в 1863г. до рокового 1939г., когда не стало в храме его последнего священника. Многое ещё хранят в себе архивы, личные дела и воспоминания старожилов. Так, на примере истории одного конкретного храма и его служителей можно было проследить  историю России в целом, понять, чем жили наши предки, какие у них были жизненные ценности и  взгляды. И то, какие именно это были ценности и взгляды, определило дальнейшее развитие нашей истории.

    Горев Е.И.

    Основа данной статья опубликована в газете "Родной край" № 40 за 2013 год.

    На тот период информация была несколько неполной и с небольшими неточностями. Представленная здесь информация доработана и дополнена.

      

    Категория: Клир и причет | Добавил: Evgeniy_Gorev | Теги: Клир и причет Шешургского прихода
    Просмотров: 866 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]