История церкви – история села.
В 1829 году Шешурга входила в приход Покровской церкви с.Лом Яранского уезда. Всего прихожан во всей округе насчитывалось 197 дворов, 1049 душ мужского пола и 1192 — женского. Из них духовных лиц 3 двора и 12 человек (5 м. и 7 ж.), военных 1 человек. Крестьян в Шешурге — 29 (153 и 167).
В 1829 году Ломовской приход представлял собой обширную территорию, частично охватывавшую современную часть Кикнурского, Тужинского, Яранского и Тоншаевского района Нижегородской области. Позднее на этой территории возникнут такие сёла как Михайловское (Тужинский район) и Кокшага, а также Шешурга.
В 1848 году, т.е. спустя 19 лет, приход села Ломовского территориально не претерпел по сути дела никаких изменений, а численно значительно увеличился. В приходе насчитывалось 366 дворов, в коих проживало 2466 душ мужского пола и 2783 — женского. Шешурга по-прежнему считалась деревней в 22 двора (141 и 149).
К приходу села были причислены две входные часовни, одна из которых в деревне Шешурга, деревянная 4 на 3 сажени в длину и ширину. Празднества в часовне — 18 августа и 8 ноября. 18 августа по старому стилю (по новому 31 августа) православной церковью празднуется память святых Флора и Лавра, которым православные молятся о благополучии домашнего скота. На селе эти святые почитаются особо. Не трудно предположить, что и часовня была освящена в честь этих святых, и будущий каменный храм также стал носить имя святых Флора и Лавра.
Уменьшение количества дворов в приходе по сравнению с 1848 годом объясняется образованием новых приходов и сёл: Кокшаги (в 1849 году), Михайловского (в 1861 году) и Шешурги (в 1863 году). К 1869 г. относится начало строительства каменной Флоро-Лаврской церкви.
На рубеже революционных лет священником в Шешурге был Василий Несмелов. В общей сложности он прослужил в селе 10 лет, с 1907 до июня 1918 года.
Диаконом церкви перед революционными годами был Климент Абашев, также, как и о.Василий, переведённый в с. Лебяжье Уржумского уезда.
После Василия Несмелова, в 1918 году, служил Аркадий Верещагин. В этом же году назначен на его место Иоанн Мамаев, переведённый в 1923 в Абажский район. Кто служил в церкви до 1928 года неизвестно.
В 1928г. в Шешургу назначен иерей Сергий Сухоруков из небольшого поселения Чернушка, что в 25 км от Шешурги, в 1930 году переведён в с.Лом.
После о.Сергия в Шешурге служил Пётр Кириллов, в 1932 году его арестовали. В это же время арестовали церковную старосту просфорницу Русских Ольгу Васильевну и просфорницу монахиню Щеглову Екатерину Павловну.
Священник Дмитрий Любимов служил с 1935 до осени 1939 года.
Таким образом, ныне в череде Шешургских священников в лике святых молитвенников за Русскую землю и Вятскую сторону молитвенно предстоят священномученики Василий Несмелов и Иоанн Мамаев.
В селе Шешурга до сих пор сохранились 6 каменных добротных домов с необычной архитектурой, 4 из которых являются жилыми, в одном, самом первом от храма располагается почта, а в другом ранее располагался сельский медпункт, а ещё ранее и роддом. Затем из-за сложности отопления каменного здания, был перенесён в построенное вновь брусковое здание и находился там до последних лет, пока не был перенесён в здание, где сейчас находится сельский ДК, библиотека, сельский совет и бывшее правление колхоза. До недавнего времени считалось, что каменные дома, в том числе почта, принадлежали священнослужителям. Однако, первое же обращение к клировым ведомостям опровергло это мнение. Все церковные дома были деревянные. Такое же состояние их было на 1915 год.
Использованы материалы:
1. Краеведческий сборник "Наш край", № 7, 2004г. Село Ломовское — церковь Покровская
|