Главная | Регистрация | Вход
Село ШЕШУРГА
Меню сайта
Друзья сайта
  • Тужинская газета
  • Село Караванное
  • Васькино
  • Шешурга на Одноклассниках
  • Шешурга ВКонтакте
  • Фотопланета
  • Соборы.РУ
  • Храмы России
  • Русские церкви
  • Родная Вятка
  • Храм посёлка Тужа
  • Храм села Ныр
  • Категории раздела
    Вятский край [2]
    Данный раздел содержит инфорцию по всей Кировской области.
    Тужинский район [6]
    Очерки по истории Тужинского края
    Вход на сайт
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Тужинский район

    Храм села Ныр Тужинского района

    Храм села Ныр

    Ныр – село на юге Тужинском районе, расположенное на Котельничском тракте. Первое упоминание о населённом пункте встречается в исповедных росписях 1795 года. Ранее, как и большая часть района, село входило в состав 3 благочиннического округа Яранского уезда. Во второй половине XIX века  в Ныру открыт самостоятельный приход с русско-марийским населением.

    Храм в начале 20 века

    Об открытии прихода и прихожанах

    В 1877 году крестьяне разных селений Комаровской волости Яранского уезда, состоящих в приходах Шошминском, Пачинском, Пижемском и Яранского Успенского собора подали в Вятскую Духовную Консисторию прошение о разрешении построить в деревне Ныру деревянную церковь, с назначением к ней причта и с образованием при ней из обратившихся селений  самостоятельного прихода.

    В  этом же, 1877 году, были построены дома для причта и  куплена старая церковь из с.Макарьевского Яранского уезда и поставлена в Ныру. 8 октября 1878 года состоялось её освящение. Новооткрытый храм был освящён в честь святителя Иоанна Златоуста. Стоит отметить, что храм с именем Иоанна Златоуста – единственный известный в Вятской епархии в наше время, за исключением нескольких храмов, где имеются лишь приделы Иоанна Златоуста.

    Постановлением Аполлоса епископа Вятского и Слободского от 25 июня 1877 года, Консистория данное прошение одобрила и постановила   отчислить к новому приходу указанные в  деле 17 селений с 875 душами  мужского пола. Однако, согласно клировым ведомостям 1909 и более поздних годов, в Ныровский приход входило  не 17 селений, а 15. Это сама деревня Ныр и починки  Вятский Югунур, Клетанур, Коженер, Красная Речка, Кузнецов, Куклинский, Малопанчинский, Малый Ныр, Одинер, Ортеков, Пачинский Югунур, при речке Лесной Шошме, Щелканур, Якшикуберка.

    Ведомости 1909-1919 годов дают представление о составе прихожан  15 селений Ныровского прихода. На 1909 год: 334 двора, 1146 мужчин и 1133 женщины. Из этого числа  1 двор  мещанский  из 4 человек,   52 двора с числом военных 389, включая оба пола. На 1919 год: 290 дворов,  1151 мужчина и 1164  женщины. Причём в Вятском Югунуре, Ортекове, Пачинском Югунуре и Коженере  53 двора марийские, в которых марийцев мужского пола – 204, женского – 182.

    В  постановлении Консистории принимается ко вниманию ещё тот факт, что к новой церкви от Шошминской церкви отчисляется большее число прихожан, чем от других церквей, поэтому решено переместить одного из Шошминских священников, именно священника Павла Лаженицына, изъявляющего на это своё согласие, с одним псаломщиком на постоянное жительство к новой церкви в деревне Большом Ныру, когда здесь будут построены будут дома для причта. Новое село наименовано Ныровским по названию починка.

    В 1878 году в Ныру было создано церковно-приходское попечительство, представителем которого состоял местный священник. На 1909 год представителем числится священник Симеон Герасимов, непременными членами: волостной старшина Комаровского правления и церковный староста  починка Малого Ныра крестьянин Дмитрий Дмитриевич Безруков, а членами крестьяне починка Красной Речки Савва Григорьевич Вешняков, починка Клетанура Егор Васильевич Истратов и починка Малопанчинского Егор Герасимович Лютов.

    Учитывая, что вновь построенная церковь уже многие годы служила прихожанам села Макарьевского и её материалы были довольно старые, примерно лет через 10 она пришла в ветхость. В 1888 году Преосвященнейшей  Сергий, епископ Вятский и Слободской совершал обозрении Вятской епархии. В своём отчёте впоследствии он отметил:  «Много я видел … храмов величественных и благолепных…; но видел и храмы бедные, особенно из числа деревянных, низкие и мрачные, тесные и сырые, с ветхими и покачнувшимися лестницами и полами, нуждающиеся в более приличной утвари и ризнице, требующие неотложной ремонтировки, или переустройства, или замены новыми». Таковым, среди прочих, отмеченных в отчёте, был и  храм в  селе Ныр  -   «в с.Ныре Яранского уезда в маленькой церкви устроены по сторонам весьма неприглядные полати».

    Строительство каменного храма

    В конце ХХ века с разрешения Преосвященнейшего Алексия, епископа Вятского и Слободского по указу Вятской Духовной Консистории от 20 июня 1901 года за № 9212 (ГАКО, ф.448, оп.1) в  приходе села Ныр приступили к строительству нового каменного  храма из красного кирпича. Особая заслуга  в этом великом  деле принадлежит священнику Симеона Герасимову, который и приступил к нему вскоре после своего назначения в Ныр в 1899 году.   Каменный  храм строился рядом со старым. Земля, отведённая под церковь, площадь под усадьбу и кладбище отмежёвана 1 июля 1904 года уездным землемером Муфелем.

    Постройка нового обширного и благолепного храма продолжалась более 15 лет. Приход села Ныровского небольшой и небогатый (больше из удельных крестьян), но, благодаря усердию настоятеля  отца Симеона Герасимова, постройка велась умело и успешно, священник проявил выдающиеся строительные способности. Он  так отдался этому делу, что не пожелал переместиться в более обеспеченное село Томаково, хотя в своё время ему предоставлялась возможность переменить место служения.  Может быть, эта же забота об устройстве храма была одною из побудительных причин отказа отца  Симеона от чести быть благочинным округа.

      Среди  жертвователей на постройку каменного храма известен выдающийся благотворитель, купец второй гильдии г.Яранска, Феодор Яковлевич Рощин, который  в 1903 году пожертвовал 200 рублей, а в 1905 году – 100 пудов железа на кровлю храма.  1 марта 1906 года от бывшего Епископа Вятского и Слободского, Преосвященнейшего Филарета,  Феодор Яковлевич получил Божие благословение с выражением благодарности за пожертвование. 

    Пожар и дальнейшее  возрождение приходской жизни

    В 1908 году церковь была построена «вчерне» (без отделки). Но в следующем году в Ныру случилось большое несчастье. 24 сентября 1909 года первая деревянная церковь, в которой совершались службы, от неизвестной причины сгорела со всем инвентарём.  Сгорели все священные сосуды, ризница и церковные документы: опись церковного имущества, копии метрических книг с 1878 до 1909 года (в ведомости 1919 года указано, что копии метрических книг уже хранятся в целости, вероятно, были восстановлены с оригиналов Консистории. После революции изъяты в исполком Комаровский), исповедные росписи (1878-1908).  Общий убыток составил до 3-х тысяч рублей. От огня  уцелели только колокол в 20 фунтов и паникадило. Кроме того, пострадал и новый каменный храм -  прогорела крыша и  были повреждены четыре купола. Пришлось временно устраивать помещение для совершения богослужений в приходе каменного храма. Духовенство и прихожане пребывали в крайне тяжёлом состоянии.

    Тем не менее, поражённый несчастием отец Симеон не растерялся, и  ещё больше прежнего стал заботиться о храме. В проходе каменного храма с разрешения епархиального начальства были возведены деревянные стены, устроены печи, и не позднее, чем через месяц после пожара, началось совершаться богослужение. Священник обращался за помощью к жителям г.Яранска, к своим и чужим прихожанам. Очень многие откликнулись на приглашение и сделали ценные пожертвования: иконами, священными сосудами и вкладами; между прочим, пожертвованы ценные ризы на иконы Христа Спасителя и святителя Иоанна Златоуста. Согласно ведомости 1909 года, составленной уже после пожара, «церковь утварью достаточна».

    Воззвание о помощи ныровского причта и церковного старосты было опубликовано, в том числе, на страницах «Вятских епархиальных ведомостей». Из него становятся известными подробности пожара и дальнейших действий жителей Ныра.

    «В нашем селе Ныр, Яранского уезда, Вятской епархии, сего 1909 года, 24 числа месяца сентября, днём, сгорела ветхая церковь от неизвестной причины; при сильном ветре она так быстро была обхвачена пламенем, что невозможно было что либо спасти; всё погибло: и ценная утварь – почти полутысячные ковчег, евангелие и сосуды, также и дорогие в сребропозлащенных ризах иконы и крест в 200 р.  и проч.

    Ценное всё, утварь и иконы, было приобретено трудами священника за последнее время от посторонних лиц соседних приходов и готовилось для нового устрояемого  каменного храма, на устройство которого прихожане жертвовали свои средства; но прихожане, как малоземельные и несостоятельные, не могли скоро выстроить храм, постройка затянулась на многие годы и вот во время пожара деревянной церкви от сильного напора ветра на новосозидаемый храм, оконченный вчерне, сгорела на нём крыша, уцелели колокольня и купол, и тут убыток тысячный. В настоящее время прихожане и причт – в печальном положении. Необходима посторонняя помощь и на ускорение  устройства каменного храма и на обзаведение во храме всего, что требуется для совершения богослужений. Нет и колоколов кроме одного двадцати фунтового, удачно откатившегося во время пожара при падении в сторону от огня, а остальные, прикованные к брусьям железом, на весу изгорели, медь лилась как дождь и испарялась от сильного огня, остались только не большие слитки с землёй. Порадейте, православные, не откажите помочь в таком несчастии. Храм – дом Божий и жертвующего для Его дома Господь не забудет и воздаст ему сугубо.  Уповаем на Бога и на добрых людей. Благодаря Яранскому земскому собранию, единогласно постановившему ассигновать 300 рублей на устройство храма, и гражданам города Яранска, помогающим кто чем может, так сочувственно отнесшимся к нашему горю, явилась скоро возможность устроить молитвенный дом в новом строющемся каменном храме и начать службу Божественную, но для молящихся помещение мало и устройство каменного храма крайне необходимо устроить, а средств очень мало, так как до окончания постройки потребуется ещё тысяч шесть кроме долгов, коих три тысячи пятьсот рублей».

    Редакция «Вятских Епархиальных Ведомостей» в свою очередь сообщила, что также она с полной готовностью возьмёт на себя пересылку пожертвований, причём обо всех сделанных через Редакцию пожертвованиях будет напечатано на страницах Ведомостей.

    Освящение нового храма

    Через несколько лет, несмотря на многие испытания, выпавшие на долю духовенства и прихожан села Ныр строительство было завершёно. Новое здание  занимало площадь 20 сажень длиною  и 10 – шириною. Приделов было устроено 3, но освящён был только центральный с Престолом Иоанна Златоуста.  Храм поражал своим величием и  снаружи  и внутри. Особенно выделялся своим благолепием многоярусный иконостас, иконы для которого написаны были в Москве.    

    12 декабря 1914 года, с благословения Преосвященного Никандра, Епископа Вятского и Слободского,  благочинный 3 округа Яранского уезда, священник Александр Решетов, возглавил чин освящения нового храма. Богослужение этого знаменательного дня сопровождалось пением местного приходского хора при участии прибывших священников, диаконов и псаломщиков. О данном событии также сообщили «Вятские епархиальные ведомости».

    В 1915 году село Ныр с архипастырским визитом посетил Преосвященнейший Никандр (Феноменов) епископ Вятский и Слободской.

    Особенности архитектуры

    Златоустовская церковь построена в псевдорусском стиле ретроспективизма – это  традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира).

    В общем плане здание представляет собой одноглавый четверик, окружённый обходными галереями, над углами которых поставлены шатры. Колокольня шатрового типа. Пока не удаётся установить, кто является архитектором Ныровской церкви. Хотя по внешнему виду она очень близка к работам выдающегося архитектора Вятской губернии И.А.Чарушина. К примеру, церковь в Ныру почти полностью повторяет архитектуру Никольского храма в г.Слободском, проект которого доподлинно принадлежит Чарушину. В некоторых деталях Ныровская и Слободская церковь настолько схожи, что будет уместно привести слова кандидата архитектуры Л.Б.Безверховой из её статьи о Никольской церкви г.Слободского, где она описывает типичные приёмы И.А.Чарушина, использованные им в архитектуре Слободской церкви.    Точно такие же архитектурные детали присутствуют в Ныру. «С запада -  парадное арочное крыльцо с гирькой и за ним над притвором - шатровая колокольня. На колокольне – килевидные завершения, потом идёт целая корона кокошников, слухи на шатре двухэтажные. А какие прекрасные теремные украшения на окнах! Кокошники, колонны и полуколонны, дыньки (шаровидные расширения), наборные наличники, «фартуки» и т.п.».

    Никольская церковь в г.Слободском напоминает церковь села Ныр

    Документальные источники

    Согласно сведениям архивариуса Вятской духовной консистории  В.И.Шабалина изложенным им в  «Настольной книге о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год» и «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание» церковь расположена в расстоянии от г.Вятки в 200 верстах, от уездного города в 21 версте, от благочиния в 14 верстах.

    Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 1 десятина 624 сажени, под кладбищем 3 десятины 328 сажень, под церковной площадью 2112 сажень, неудобной 744 сажени. Братский денежный доход: священника 675 руб., псаломщика 225 руб. Руги собирается на весь причт до 100 пудов ржи и 100 пудов овса. Прихожан: православных русских 927 мужского пола, 931 женского пола, приход состоит из 15 селений расстоянием 3 – 5 верст. При этом черемис мужского пола – 210, женского – 200.

    Село расположено в местности высокой, на левом берегу речки Ныра; окружено небольшими лесными кварталами удельной Ныровской дачи. В селе земское смешанное училище; в приходе же школ нет. Прихожане занимаются хлебопашеством, а некоторые плотничеством, портничесгвом и отхожими промыслами в Сибири.

    В.И.Шабалин указывает дела об открытии прихода из фондов Духовной Консистории (ныне ГАКО, фонд 237): № 548-1862г., № 189-1870г., № 234-1880г.

    В  штате церкви указана вакансия дьякона, но в реальности дьякона в Ныре не было, вероятно, из-за невозможности материального его обеспечения. Согласно церковной ведомости 1909 года: причта положено по штату 1885 года: священник, диакон и псаломщик. На лицо же ныне состоит священник и псаломщик. В более поздних ведомостях дьяконская вакансия уже не указывается.

    Духовенство села Ныр

    Первым настоятелем был отец Павел Лаженицын, переведённый в Ныр 25 июня 1877 года из с.Шошмы (Рождественское) Яранского уезда. После него, до 1 ноября 1899 года служил   Капитон Феодорович Несмелов.

    Священник Симеон Михайлович Герасимов

    Устроитель  каменного храма, выдающийся дореволюционный деятель Тужинского района. На нём хочется остановить более подробно.  Родился батюшка в с.Шошма Яранского уезда в семье диакона 14 апреля 1862 года. В 1884 году окончил Вятскую духовною семинарию и определён на священническое место к Казанско-Богородицкой церкви с.Староторьяла Уржумского уезда.  Епископом  Глазовским Тихоном  23 августа 1884 года рукоположен во священника.  В 1886 году по прошению перемещён в родное село Шошму.

    К Златоустовской церкви с.Ныр батюшка назначен  предложением епископа Алексия (Опоцкого), согласно прошению 19 ноября 1899 года.  С этого времени до марта 1917 года он состоял законоучителем в  Ныровском земском училище. С 1911 являлся членом братства Святителя Николая. Резолюцией епископа Филарета (Никольского) 6 декабря 1912 года отец Симеон назначен  благочинным 3 округа Яранского уезда, но  в конце этого же месяца был уволен по собственному прошению.

    В послужном списке священника есть интересная характеристика:  «По черемиски ничего не понимает». В Ныровском приходе черемис было немало, поэтому знание их языка не могло не приветствоваться.

    Кроме всех церковных наград протоирей Симеон был награждён Орденом Святой Анны 3-й степени – 6 мая 1916 года.  В отпусках в течение всей жизни батюшка не был, недвижимого имущества не имел. Лишь в 1919 году в его послужном списке среди недвижимости указана деревянная баня да дровяник.

    Е.А.Вершинин в книге «Повесть о земле Тужинской» пишет: «Отец Симеон был, видимо, легендарной личностью. Тесть мой, Павел Иванович Уртминцев, слышал от своего отца и пересказал мне такую историю. Священник был крепкого телосложения, помогал в строительстве храма. Когда на колокольню устанавливали крест, ныровский мужичок сорвался с лесов. Отец Симеон, стоявший на крыше и руководивший работой, не растерялся, успел подхватить летевшего вниз незадачливого строителя и спас ему жизнь».

    Супруга отца Симеона – Мария Алексеевна из семьи священника. Родилась 22 июня 1864 года. После смерти мужа, в конце 1920 года,  была просфорницей при Златоустовской церкви.

     На1909 год в семье Герасимовых отмечено четверо детей. Среди них Елена 3-х лет, в ведомости 1919 года уже не упоминается.

    Сын Николай родился 1887 году. Обучался в Казанском университете на содержании отца. На 1919 год значится врачом в с.Великорецкое, в 1921 – врач в армии.

    Мария родилась 6 мая 1889 года. На 1909 год -  помощница учительницы Ныровского земского училища. В 1919 - состоит учительницею в с.Ныр в школе 1-й ступени. В замужестве за военным фельдшером. Мария Семёновна  Зубарева (Герасимова) – известная в Тужинском районе личность.  В 1906 году она  окончила курс Вятского епархиального женского училища. В советские годы из  Ныра она с мужем Аркадием Семёновичем Зубаревым  переехала в с.Шешурга. Аркадий Семёнович был в Шешурге фельдшером, Мария Семёновна  учительницей начальных классов. Она   внесла не малый вклад в развитие народного образования в Шешургском сельсовете. В 1949 году во время поездки в Тужу на учредительную конференцию  учительница погибла в автокатастрофе. Мария Семёновна – один из примеров советских деятелей, воспитанных на духовно-нравственных идеалах дореволюционной России.

    Второй сын Герасимовых – Дмитрий родился в 1898 году. Обучался в Яранском духовном училище. Поступил в Вятскую духовную семинарию, затем - в университет. На 1919 год мобилизован из армии, в 1921 – красноармеец.

    Кроме прочих, в родстве отца Симеона указывается его свояченица  - «сироте священнической дочери девице Александре Поповой зять».

    Александра Алексеевна (1859г.р.) проживала  в с.Ныр. Сиротствующая девица, дочь умершего священника с.Молотниково Котельничского уезда.  Больная  расстройством умственных способностей, в связи с чем, никакого образования не получила. Имеет братьев: диакона в с.Сернуре Уржумского уезда, священника в с.Ивановском Котельничского уезда. Получала от Епархиального Попечительства о бедных духовного звания материальную помощь, но после революции этой помощи была лишена.

    Псаломщик Капитон Фёдорович Зубарев

    Ещё один выдающийся церковнослужитель Тужинского района. Родился в с.Васильково Котельничского уезда в семье  дьячка 26 января 1839 года. В 1854-м окончил Яранское духовное училище.  Своё церковное служение Капитон Фёдорович начал в возрасте 16 лет с определения  в с.Быстрицу Орловского уезда на должность дьячка. Согласно прошению, в 1856 году был перемещён в с.Шошму Яранского уезда, с посвящением в стихарь Преосвященнейшим Елпидифором Епископом Вятским и Слободским.

    К Златоустовской церкви Ныра определён  13 мая 1878 года распоряжением  Епархиального Начальства по случаю отделения штата от с.Шошмы в с.Ныр. «По черемиски» также не понимает.

    Капитон Зубарев 33 года достойно нёс послушание на должности псаломщика Златоустовской церкви. Можно сказать, он является ровесником Ныровского прихода, так назначен сразу после его  открытия и скончался уже в годы советской власти, когда храму оставалось жить совсем немного.  За годы своей службы  псаломщик был награждён  «тёмно-бронзовой медалью за труды по всеобщей переписи 1897 года».

    29 января 1905 года  Капитон Фёдорович праздновал  50-летний юбилей своей службы. Об этом событии  написали даже Вятские епархиальные ведомости. Стоит отметить, что такой чести удостаивались даже не все протоиереи, не говоря уже о сельских псаломщиках.

    К этому юбилею, псаломщик был  «всемилостивейше» награждён  золотой медалью с надписью «За усердие», для ношения на шее на Аннинской ленте.

    17 октября 1911 года, в возрасте 72 лет, псаломщик Капитон Зубарев вышел за штат и получал от Яранского казначейства пенсию в размере 100 рублей.

    Капитон Фёдорович был дважды женат. Вторая его жена – Александра Михайловна (1845г.р.), дочь дьячка. От двух браков  у Зубаревых было 10 детей! Все четверо сыновей имели духовное звание.

    В ведомости 1909 года  указаны дети от  первого брака:  Вера (1859г.р.) в замужестве за писцом; Мария (1861г.р.)  замужем за псаломщиком;  Александра (1862г.р.) вдова, бывшая за Яранским мещанином;  Антонина  (1864г.р.) бывшая за Яранским торговцем; Симеон (1867г.р.)  псаломщик в с.Пушейское Слободского уезда, на 1919 год – диакон в этом же селе; Екатерина (1871г.р.)  в замужестве  за крестьянином; Василий (1874г.р.)  псаломщик в с.Васильковское Нолинского уезда; Александр (1877г.р.) священник в с.Арбаже Котельничского уезда.

    От второго брака: Клавдия (1882г.р.) и   Феодор (1886г.р.). На 1909 год Феодор -  диакон в с.Михайловское Тужинского района. На 1919 – священник в с.Холкино Ветлужского уезда Костромской губернии. При советской власти отец Феодор принял мученическую кончину.

    Другие псаломщики

    После выхода за штат Капитона Зубарева, на псаломщическое место к Златоустовской церкви 17 октября 1911 года,  был определён бывший воспитанник 3 класса Вятского духовного училища Аркадий Зубарев. 17 – 24 ноября 1914 года,  за принятием на военную службу, он был уволен от занимаемой должности псаломщика и из духовного звания.

    На его  место назначен Михаил Иванович Израилев. Родился в 1872 году в семье псаломщика с.Порез Глазовского уезда. Окончил земскую школу, работал в школах грамоты Уржумского уезда. Служил псаломщиком в нескольких храмах этого же уезда. 24 ноября 1914 года назначен к Златоустовской церкви с.Ныр Яранского уезда.

    Михаил Иванович был женат Анне Александровне. В семье Израилевых было три сына: Сергей, Алексей и Михаил.

    28 июля 1916 года псаломщик Михаил Израилев  из Ныра перемещён в с.Больше-Рудкинское Яранского уезда.  А состоявший  на вакансии псаломщика в Больше-Рудкинском дьякон  Николай Кордемский, на место  Израилева в Ныр.

    В годы советской власти Михаил Израилев был рукоположен в сан священника и проживал в Татарской АССР.  В октябре 1930 года батюшка был арестован и расстрелян. Похоронен в г.Елабуга.

    Псаломщик Николай Алексеевич Кордемский родился в 1867 году в семье диакона. В 1884-м был уволен из второго класса Сарапульского уездного училища. Состоял учителем церковно-приходской школы села Упша Яранского уезда, Тульской в Уржумском уезде. В 1892-1893 годах Н.А.Кордемский находился в числе послушников Вятского Свято-Успенского монастыря. Служил  псаломщиком в  сёлах Марий-Эл Масканур,  Вятское и  Тырышкино Яранского уезда. В 1911-м рукоположен во диакона. В 1912 года  перемещён в с.Большая Рудка того же  уезда, в 1916г.- в Ныр.На 1 января 1917 года отец Николай ещё состоял в штате  Златоустовской церкви. В церковной ведомости за 1919 год он уже не отмечен.

    В октябре 1922 года он был назначен к церкви с.Новый Торьял (ныне Марий-Эл), где в сане священника служил и в феврале 1923 года. Дальнейшая судьба батюшки в настоящее время не известна.

    Просфорница Агния Александровна Макарова

    Состоит в штате на 1909 год. Родилась в 1861 году. Мещанская вдова г.Яранска, дочь псаломщика. Определена на должность просфорницы  Преосвященнейшим  Павлом  18 октября 1905 года. В 1909 году в  семействе у неё дети: Сергий обучается в Яранском городском училище, 16 лет. Ксения  - в Яранской гимназии, 15 лет. Борис – в Ныровском земском училище, 10 лет.

    Священник Александр Львович Попов

    Служил после кончины отца Симеона. Родился  26 февраля1868 года.  Сын священника с.Юски  Сарапульского уезда.  В 1888 году окончил Вятскую духовную семинарию и  рукоположен в сан священника церкви с.Сосновка Сарапульского уезда. Согласно прошению, в 1896-м перемещён к церкви с.Сюрсовай того же уезда.

    В 1916 году, согласно прошениям, отец Александр неоднократно перемещался.  22 января - к церкви с.Укан Глазовского уезда; 14 февраля -  в с.Городище Яранского уезда; 9 ноября – в с.Ихта того же уезда.

    22 января 1921 года, по прошению батюшка был перемещён к Златоустовской церкви с.Ныр. С 3 марта 1917 года он проходил должность духовного следователя по 1 благочинническому округу Яранского уезда.

    Отец Александр был женат  на  Капитолине Григорьевне (1871г.р.)  На 1921 год в семье было трое сыновей. Старший Герман родился (1892г.р.), инструктор-бухгалтер 14 участка Ветрайлескома.  Пётр (1901г.р.), в армии. Серафим (1906г.р.), учится в школе.

    После 1921 года упоминаний о священнике Александре Попове не найдено. В Книге памяти жертв политических репрессий Нижегородской области отмечается некий Попов Александр Львович 1868 г.р. Однако фактов, что именно Ныровский священник пока не имеется.

    По информации Ю.В.Ерошкина, с июля 1927 до февраля 1928 года в Ныру служил Косма Терентьевич Насекин (1903г.р), при чём до 1930 года отец Косма был в сане дьякона. Веероятно, в Ныру он был на вакансии псаломщика,  т.к. дьяконской вакансии здесь не было. С 1937  года батюшка был в сослан в лагеря на Колыму, где пробыл в узах 14 лет и 4 месяца. К церковному служению отец Косма вернулся в 1952 году, и определен к храму села Никулята Яранского района, где служил до самой кончины  в 1974 году.

    Своими воспоминаниями о священнике Косме поделился  в 2014 году протоирей Свято-Никольского собора г.Котельнича Анатолий Шалагин, который лично знал очень многих священников, служивших во 2-й половине ХХ века на территории Яранского района, частью которого являлся Тужинский.

    Вот что он поведал: « Отец Косма, широкой  души человек, щедрый, простой, из народной среды, очень замечательный. Они с матушкой держали хозяйство,  был у них поросёнок. Прихожане очень помогали семье священника продуктами, прочим.

    У батюшки были хорошие отношения с местными коммунистами, в плане того, что они его уважали. Когда в Никулятах хотели занять храм под хозяйственные нужды, то о.Косьма отстоял его, в этом ему оказали содействие местные коммунисты, т.к. уважали его и поставили дело перед вышестоящим начальством так, чтобы храм остался у Церкви.

    Когда в Никулятском приходе были какие-то праздники, застолья, то о.Косьма сам собирал всех певчих, причт, сам готовил на всех обед, сам обслуживал всех, разносил блюда».

    Косма Насекин – последний на сегодня известный священнослужитель села Ныр.

    Священник Косма Насекин. Примерно1950-е годы.

    После 1917 года

    В описании штата церкви в послереволюционные годы к некоторым членам причта добавляется новое слово «гражданин». В 1919 году -  староста гражданин Иоанн Василевич Шишкин с 18 марта 1918 года. С февраля 1921 – Тимофей Феодосиевич Кислицын.

    Место псаломщика  в 1921 году числится на вакансии. Временно исполнять его  обязанности приходится «гражданину» деревни Красной Речки Николаю Тимофеевичу Винокурову. В церковной ведомости поясняется, что вакансия не замещается, так как не имеется для псаломщика квартиры.  Квартира  священника в 1921 году отобрана и отдана под детский дом,  поэтому священник живёт в квартире псаломщика.  Во-вторых, прихожане, вследствие неурожая, не в состоянии содержать псаломщика.

    Интересным  фактом в ведомости 1921 года является запись о церковной библиотеке, в которой, на тот год имелось 100 томов книг для чтения, без учёта богослужебных, хотя в большинстве храмов библиотеки были разграблены коммунистами ещё в 1917-18 годах. 

    В марте 1922 года по всей стране прокаталась волна узаконенного большевиками грабежа храмов – изъятия церковных ценностей, якобы для помощи голодающим Поволжья, которые, конечно же, ничего не получили. Из Ныровской церкви были изъяты ковчег, оклад от Евангелия, Потир (Чаша для Причастия), дискос, звездица, лжица, 2 блюдца, 2 креста, ризы с иконы Иоанна Златоуста, весом 7 фунтов, и Спасителя, весом 20 фунтов, вероятно, те самые, которые несколько лет назад были пожертвованы благотворителями после пожара, а также риза с иконы Митрополита Михаила с двумя камнями. Общий вес изъятых ценностей составил 51 фунт 59 золотников. В переводе на современные единицы измерения это 21 кг 140 г (ГАСПИ КО, ф.15, оп.5, д.27).

    В безбожные 1930 годы Златоустовская церковь в селе Ныр была закрыта. Полностью разрушена колокольня, уничтожено  внутренне убранство, в том числе, великолепный многоярусный иконостас Московского письма. После закрытия в храме  хранили зерно, позднее, в нём располагались мастерские. Тем не менее, в наши дни храм в Ныру является наиболее сохранившимся в районе.

    Л.В. Хорошавина – инициатор возрождения храма

    История храма в селе Ныр получила удивительное продолжение в конце 1980-х годов, когда атеистическая мораль в обществе была ещё довольно сильной. Именно в это время появилась мысль о возрождении храма. Не менее удивляет тот факт, кому принадлежит данная инициатива – первому секретарю Тужинского РК КПСС, председателю Ныровского колхоза – Лидии Васильевне Хорошавиной.

    Лидия Васильевна – известная Тужинская уроженка, почти всю свою жизнь посвятила работе на Тужинской земле. Родилась в 1932 году. Закончила Кировский сельхозинститут по специальности ветеринара. В 1956 году была на целине в Казахстане, после чего приехала в Ныр, где работала главным ветврачом, затем председателем. В 1984-1988 годах – первый секретарь Тужинского РК КПСС.

    Л.В.Хорошавина

    После выхода на пенсию вела большую общественную работу, продолжала заниматься восстановлением храма в с. Ныр. 1997 году  Лидия Васильевна отошла ко Господу в г. Кирове.

    Не трудно представить каким трудом давалось Лидии Васильевне возрождение храма в годы атеизма, что пришлось ей пережить и перетерпеть. Непонимание, осуждение, угрозы со стороны начальства, всё это было.  Подобные воспоминания приводятся в книге «Два председателя: Аркадий Владимирович Толстоухов и Лидия Васильевна Хорошавина в воспоминаниях родных, друзей, коллег по работе» (авт. сост. – А.Оносов):  «Заседание бюро РК КПСС, примерно уже четвертьвековой давности, было посвящено одному вопросу: на повестке дня – личное дело Л.В. Хорошавиной, председателя колхоза «Победитель». Дело в том, что она вдруг, ни с кем не посоветовавшись, начала работу по восстановлению Ныровской  церкви. Конечно, все члены бюро заняли общую позицию: наказать, ведь дело-то нам казалось и правда очень неблаговидным. Даже посещение кладбища в родительский день в ту пору для нас, партийцев, было невозможным, а тут на тебе: возрождение храма.И только Лидия Васильевна будто глядела всех нас дальше, словно чувствовала, что придёт время переосмысления исторических и жизненных ценностей…Выговор она получила, но позднее была счастлива тем, что уже свободная и от основной работы, и от идеологической зависимости, сделала немало для возрождения Златоустовской церкви. Но не успела… А мы так и не попросили у неё прощения за то заседание бюро».

    Занимаясь работой по возрождению храма, Лидия Васильевна познакомилась с приснопамятным протоиереем Алексием Сухих из Вятских Полян. Ей очень требовалась духовная поддержка со стороны священника, и они стали близкими духовными друзьями. Отец Алексий увековечил память о скромной труженице в серии своих книг «Вспомним поименно» (№ 7).  Вот как батюшка описывается своё знакомство и общение с ней: «С Лидией Васильевной я познакомился <...> в епархиальном управлении. Будучи первым секретарём Тужинского РК КПСС, она сидела в приёмной правящего архиерея, дожидаясь аудиенции. И я тоже приехал на приём к владыке. Познакомились, разговорились, но она не сказала, где работает. Меня поразило то, что Лидия Васильевна пыталась вникнуть в проблему скорейшего восстановления порушенного храма, а когда я сказал, что знаю Златоустовскую церковь в селе Ныр Тужинского района, у нас зашёл предметный разговор. Её интересовало буквально всё, а в особенности изготовление куполов и крестов, покрытие крыши.

    Владыка принял Лидию Васильевну одной из первых. Выходя из кабинета, она улыбалась, прижимала к груди иконочку Божией Матери, которой  благословил её архиерей на восстановление порушенного, осквернённого храма.

    Мы обменялись адресами, и Лидия Васильевна пригласила в гости, сказав: «Очень вас жду, помогите мне решить ряд важных вопросов в связи с ремонтом». Я согласился.

    После выхода на пенсию Лидии Васильевны мы неоднократно встречались в Кирове и в Туже, писали друг другу письма. Она была человеком волевого и, пожалуй, мужского характера, целеустремлённая, напористая и безумно любящая свою малую родину. Лидия Васильевна была верующим человеком, хотя свою веру в Бога не выставляла напоказ. Однажды она мне написала: «Я всем сердцем и душой верю в Бога и верю в Любовь, которая преобразит нашу жизнь».

    Ей не удалось закончить восстановление храма, но закрыта крыша, поставлены купола, воздвигнуты Святые Кресты. Правда, не находится на сегодняшний день преемника Лидии Васильевны, но Святые Кресты, видимые издалека, побуждают сердца живущих в селе к покаянию и дают надежду, что дело, начатое Лидией Васильевной Хорошавиной, будет продолжено и храм обретёт вторую жизнь».

    Вот этими словами отца Алексия, к которым уже нечего добавить, и хочется закончить повествование об истории Златоустовского храма села Ныр и судьбах связанных с ним людей.

    Евгений Горев

    Материал опубликован в газете « Вятский епархиальный вестник » № 6 за июнь 2015 года и в Тужинской районной газете «Родной край» (выпуски за июль 2015 года).

    Категория: Тужинский район | Добавил: Evgeniy_Gorev (22.07.2015)
    Просмотров: 1141 | Теги: ныр, Тужинский район, ныровская церковь, мария зубарева | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]