От сохи и лаптей до смартфона. Летопись на примере жизни Кузьминых (Оносовой) Анны Семеновны.
Анна Семеновна родилась в 1926 году, в деревне Новозаводские в семье Оносова Семена Филатовича, 1902г.р. и матери Оносовой (Шустовой) Марии Мироновны 1904 г.р. из д. Ободанур. В 2020 году разменяла Анна 95 год. По ее словам первые жители, а это были переселенцы из с. Шешурги, обосновались на берегу речки Никитихи, что находиться в 4-х километрах на север от с. Шешурги. Деревня, судя по похозяйственным книгам Тужинского архива образовалась в 1918 году. Деревня строилась сначала на правом берегу речки. Первые жители – Оносов Иван Петрович с сыном Николаем, Кульпин Иван Яковлевич с сыном Николаем, Оносов Семен Григорьевич, Кудрявцев Василий, Козяев Данил Кирилович, Козяев Дмитрий Федорович – все построились в 1918 году. Помнит Анна как на левом берегу Никитихи еще стоял лес, пилили его, пеньки убирали, разрабатывали поля, и дома только строились. Семья Филата переселилась в 1921 году. В одном доме с дедом Филатом Никитьевичем 1866г.р родом из с. Шешурга и с бабушкой Леной, кроме отца Семена Филатовича, жили еще брат Константин Филатович, 1899г.р.. и другой брат Иван Филатович, 1912г.р.
Оносов Семен Филатович с женой Марией Мироновной и дочерью Анной. Д. Новозаводские прим.1934г.
Сестра Семена была всех старше и вышла замуж в д. Егоровские еще до революции. Родились у них дети Петька да Анютка. Но умер рано отец, а за ним и мать. Отдали ребят в детдом Дом, хлев и клеть Филат с сыновьями построили в 1921. Крыши домов уже делали из теса, новая деревня, соломенных крыш уже не было, хотя в Шешурге в нескольких домах еще были соломенные крыши. Тесовые крыши выполняли двухслойные, нижний слой просто кромленый тес, а второй слой прибивали на щели первого. На верхнем слое теса делали по две дорожки рубанков для стока воды во время дождя. Тес и пол пилили из бревен в ручную. Изготовляли козлы метра два высотой, подавали на козла бревно, размечали его, что бы прямо пилить, один человек стоял вверху, другой внизу и пилили специальной пилой вверх – вниз. Зубья у пилы были направлены только вниз, вверх пилу просто поднимали. Ручки у пилы двойные по ширине плеч. Из середины выходил хороший пол, который строгали, долбили отверстия с боков и вставляли квадратные шканты, чтобы пол не гнуло при высыхании в доме. А из краев горбыль на потолок шел. При распиловке теса до конца бревно не допиливали, что бы бревно снова не крепить, и пилили другой рез.
Распиловка бревна на доски вручную.
Под углы нового дома ставили стойки из столбов – тюлек, подкладывали бересту, что бы воду из земли не тянуло. Дома строили все вместе, стопу рубили все родственники, а через год, когда стопа просохнет и сядет, собирали на мох, то приходили много соседних мужиков, и стопу быстро собирали. Кто бревна на покаты закатывает, кто веревкам это бревно тянет вверх по покатам, а кто мох раскладывает на бревне. Стопу собирали быстро. Константину, когда он женился, тоже построили свой дом на другом берегу речки. У Семена Филатовича Анна была первая дочь, затем родилась сестра Зоя, брат Иван. Дом был большой, дворы огромные, в которых стояли две коровы, лошадь, овцы, свиньи, куры. Занимались сельским хозяйством. Свет-керосиновые лампы, во двор ходили с фонарем. Фонарь квадратный деревянный три стекла по трем сторонам, а четвертая сторона была дверка, открывалась вверх, на дне фонаря стояла стеклянная банка с керосином, закрученная железной крышкой, в крышке отверстие вставлена медная трубочка с фитилем из кудели. Вверху дырочка для отвода продуктов горения. Откроешь дверцу, зажжешь фитиль, закроешь дверцу и иди куда хочешь, ветер не потушит огонь. У фонаря ручка железная, как перевесло у ведра. В доме лампы со стеклом были, на крючках висели над столом. Можно ниже опустить, или выше. Были и маленькие лампы без стекла, например в бане вечером мыться, поставят на окно, светит лампочка. Керосин покупали в с. Шешурга.
Под окном у т. Пани. Д. Новозаводские.
Здесь нужно сделать отступление - почему из крупных сел жители стали переселятся в новь освоенные так называемые починки. Например, в с. Шешурге в 1917 году проживало около 150 хозяйств, в семьях подрастали по 3-4 сына. В средних хозяйствах в 1917 году в с. Шешурга содержались: лошадь, корова, бычок, телёнок, 5-7 овец, ягнята, 1-2 свиньи, поросята. Из инвентаря веялка и сортировка, соломорезка. На 1891год в с. Шешурга было 56 до 4-х лет молодых лошадей и 137 рабочих лошадей. Только у Кульпина Лариона Дмитриевича было 7 рабочих лошадей! Ларион был содержатель Шешурской Земской станции, которой полагается по контракту 4 лошади. Только коров содержалось под 170 голов, не считая бычков, телят. Поэтому нужны были дополнительные посевные площади, и луга для подсобного хозяйства, содержания скота и лошадей.
В 1921 году Советская Россия приняла Новую Экономическую Политику (НЭП), длившаяся семь лет. НЭП сменил политику «Военного коммунизма», которая привела к экономическому упадку. НЭП стала одним из самых удачных экономических проектов советского периода и имела цель- введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений. Продразвертски заменили продналогом. Продразвертки забирали до 70 % зерна, при продналоге- 30 %. НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.
На волне НЭПа народ вздохнул, повсюду началось строительство ветряных мельниц, выросла торговля. Дед Филат с сыновьями тоже построили ветряную мельницу в начале деревни от Шешурги. Как и все вели единоличное хозяйство, сеяли пахали, сенокосили, жали, молотили. Снопы расстилали на «ладони» - под крытиком от дождя, бока заделаны тесом. Молотили палкой с привязанной колотушкой.
Обмолот зерна вручную.
Снопы вытряхивали, зерно собирали, веяли на ветру и убирали в амбар, который находился в огородце.
Пахали землю на лошадях, боронили, садили картофель, морковь, свеклу, капусту, лук, сеяли репу, садили галанку.
Сев зерна вручную.
Помидоры в то время не садили, а огурцы выращивали. В деревне было много ребят: по пять-шесть в каждой семье, а домов позднее было около 40. Пустить мельницу в работу почти не успели – еще не было камней для размола зерна, как НЭП закончился.
Веялка для зерна.
С сохой.
Пришло время Индустриализации. Ставилась цель- превратить Советский Союз из земледельческого государства в развитую индустриальную державу, не уступающую ведущим странам капитализма. Ускоренное наращивание промышленных мощностей началось в мае 1929 года. Основу индустриализации составляли пятилетние планы развития хозяйства.
К началу войны тяжелая промышленность увеличила объемы производства в 4 раза. Теперь советское государство стало экономически независимым и обороноспособным. Специальной комиссией, возглавляемой ученым-энергетиком Г. М. Кржижановским, к концу 1920 года разработан перспективный (на 10-15 лет) проект электрификации России.
Согласно этому документу, намечалось построить 30 электростанций в восьми основных районах европейской части страны, Урала, Сибири, Кавказа и Туркестана. Одновременно развивалась транспортная сеть: сооружался Волго-Донской судоходный канал, реконструировались старые и прокладывались новые железнодорожные магистрали. Благодаря осуществлению плана ГОЭЛРО, производство электрической энергии к 1932 году возросло в 7 раз. Таким образом, стали возможны заданные темпы развития промышленности в СССР.
Коллективизация. Эта политика, проводимая государством в 1928-1937 годах, имела целью объединить хозяйства крестьян-единоличников в коллективные (колхозы и совхозы). Только таким способом можно было обеспечить всем необходимым процесс индустриализации:
•из общественного производства было проще изъять сельхозпродукцию;
•упрощался переход работоспособного населения из аграрного в промышленный сектор. В 1927 году XV съезд партии утвердил решение об обобществлении крестьянской собственности. Западные республики включились в процесс уже после их присоединения к СССР. Позже они вернулись к частной собственности на землю.
Сплошная коллективизация (основной этап) проходила в 1929-1930 годах. При ее проведении во главу угла были положены административно-командные методы. Крестьянство не было готово к новой системе хозяйствования. Например, создаваемые крупные животноводческие комплексы не имели ферм, запасов корма, отсутствовали квалифицированные специалисты — животноводы, зоотехники, ветеринары. Политика насильственного изъятия практически всего выращенного урожая, уничтожение частных подворий, массовые аресты. Итогом двух лет коллективизации стала массовая гибель скота и отсутствие посевного зерна в хозяйствах.
Не обошла такая участь и хозяйство Филата. В 1931 году отца Анны Семена Филатовича раскулачили, так как имел мельницу, в то время дед уже был старый, и его не тронули. Оносовы не эксплуатировали людей, все сами делали, дед и три брата- это сила, но попали под жернова раскулачивания, так как имели крепкое хозяйство. Забрали: дом в колхоз, лошадь, мельницу и одежду, две коровы, овечек всех. Одну корову положили на сани, вторую привязали за сани и на нашей же лошади повели их. А, лошадь не может сдвинуться с места, ее бьют кнутом, а Анна с братом и сестрой, маленькие стоят на крыльце и все ревут. Хлевов у нас было много, сначала там сделали колхозный конный двор, а затем перевезли на строительство ферм в другое место. В нашем доме жил конюх, печку топил, коней кормил. Семена Филатовича с семьей выслали в Сибирь. Дед Филат нанял лошадь и Семена, Марию с детьми: Анной, Зоей и Иваном, с чемоданами, довез до станции и посадил на поезд, движущийся в сторону Енисея.
На этапе сплошной коллективизации партийное руководство посчитало зажиточную прослойку на селе — кулаков — главным препятствием к обобществлению индивидуальных крестьянских хозяйств.
Началось массовое выселение в отдаленные районы СССР раскулаченных крестьян и их семей. Высылке подверглось около 2 миллионов человек. Такая же мера применялась к середнякам и беднякам, которые не захотели вступать в коллективные хозяйства. Переселенцы массово умирали — они не снабжались продуктами и сельскохозяйственным инвентарем для ведения хозяйства в нарушение инструкций. А новые места оказывались непригодными для земледельческого использования. По некоторым данным около 10 миллионов человек погибло за период коллективизации
Сибирь. Енисей.
Там Семен Филатович работал на Енисейской судостроительной верфи «Комсеверпуть» строил баржи и работал еще сапожником. Жили в бараках, две печки, двухъярусные деревянные кровати, народу много. Барак большой, холодный, только рев ребенков стоит. Каждый день умирали дети от голода, холода и болезней. За работу давали рыбу. Мать как могла нас кормила, в основном рыбой, иногда бегала в соседние деревню, меняла рыбу на хлеб, молоко и другие продукты. Умерла сестра Зоя и брат Иван. Семен Филатович кроме, того, что шил сапоги, был хорошим плотником. Анна часто ходила с мамой на берег Енисея, где отец строил баржи. Потом мама заболела, ее увезли в больницу, положили, а Анну увезли в деревню, там она жила на сцене клуба, или так ей показалось, одна женщина приютила. Одна, но зато тепло было, не как в бараке. Отец утром до работы прибежит накормит, и после работы вечером накормит. Мать выздоровела и Анна снова переехала в барак. Находились на Енисее с 13.09.1931г по 16.03.1933года. За хорошую работу отца отпустили, отец был мастером на все руки.
На Енисее.
А как жили это время дед Филат? После раскулачивания деду Филату и Елене (Олене) пришлось тоже покинуть родной дом. Филат ушли в д. Мирянга - к родителям бабки Елены. И что бы как то прокормиться они ходили по деревням, дед шил на швейной машинке верхнюю одежду населению. У него была большая швейная машинка, на которой можно было прошить и прострочить толстый подклад из кудели к пальто. Зайдут в одну деревню, пустят их в дом, и они всю деревню обошьют, затем в другую деревню идут. Бабушка помогала Филату шить и пряла пряжу, вязала. Этим кормились. Дед Филат заработал целый лист рублей, но потом деньги обесценились, и ими играли дети. А Константин жил в своем доме в Новозаводских, вступил в колхоз. Иван жил с Костей, еще не женатый был.
Д. Симонята.
Приехав с Енисея, семью Семена приютили родственники из д. Симонята Кикнурского района, так как ехать было некуда. Поселились у маминой тетки. Отец Семен шил сапоги, а так как он был мастером на все руки, то однажды он разобрал старую гармонь, выяснив, из чего и как она сделана, начал изготавливать гармони. Вскоре к нему присоединился брат Иван и работа пошла веселее. Изготовляли деревянные ящики под будущую гармонь, меха делали из картона, обшивали цветным ситцем, Углы - кромки- обшивали пленкой. И так каждую боринку. Планки вроде бы покупали, а может и сами изготовляли. Напротив каждого голоса вырезал полоски, и заклеивал ситцем. На ящиках вырезал рисунки и после шлифовки красил лаком. Для украшения гармони покупал старые медные подносы из под самоваров. Ремни прошивал на машинке деда Филата. Сидели вечерами дольше пол ночи - днем работали - не когда было. Гармони изготовляли под заказ, в том числе большому начальнику из Кикнура. Там родились два брата –двойни- Анатолий и Иван. Анна ходила в школу из д. Симонята через деревню Украина в д. Турусиново. Школа была до 4-х классов. Там она окончила два класса. В Симонятах прожили три года. Вскоре пришло письмо от брата Кости из Новозаводских, он известил, что дом Филата стоит пустой и колхоз решил продать дом и если хотите, то выкупайте. Собрав все заработанные деньги Семен и дед Филат выкупили свой дом и снова начали жить в Новозаводских.
Снова д. Новозаводские.
Дом был разграблен, дворовых построек нет, увезли на строительство нового колхозного конного двора в Новозаводских. Пол изрублен – колхозный сторож колол дрова в доме. Построили новый хлев. Отец Семен вступил в колхоз и работал в колхозе разнорабочим, мать Мария тоже работала в колхозе разнорабочей, затем кормила на ферме овечек. В 1936 году Семен Филатович подал заявление в правление колхоза на восстановление его в избирательных правах, предоставив хорошие характеристики работы с Енисея, из Симонят. Правление восстановило отца в правах. Отец Семен вечерами шил сапоги. Покупал кожу и подошву, по бумажным выкройкам шил голенище, изготовлял стельки и обтянув кожей деревянную колодку шил нижнюю часть сапогов. Прошивал нитью, снова приколачивал деревянными гвоздиками в дырки около ниток, что бы нить меньше изнашивалась. Инструменты он еще до раскулачивания отвез на лошади в Симонята, они и пригодились позднее. Дед Филат плел лапти. Рано утром весной уходил в лес и возвращался с липовым лыком. Много надерет, много лаптей на вяжет, в клети в чуланчике всякие лапти у деда на гвоздиках висели. Ребенков много кому нибудь да лапти подойдут. Ходил дед Филат в лес за корьем, грибами, ничего не найдет, то дров – хворосту притащит домой. Лес был большой и рядом. Шил Семен на ноги как бурки из толстого сукна, на бурки Анна надевали галоши и ходили в школу весной и осенью, а зимой в валенках ходили. А лето все босиком бегали. Родились еще брат Александр и сестра Зоя. Анна окончила третий и четвертый класс в с. Шешурге, а потом водилась с младшими братьями и сестрами, работала в колхозе. Дома как и в колхозе садили лен, осенью его теребили, собирали в снопы в десятки – четыре снопа с одной стороны, четыре с другой да сверху два снопа – получался десяток и сохнет хорошо и сосчитать сколько у тебя льна легко, а в колхозе платили за десяток. Созреют колокольчики с семенем, желтые станут семечки, выколачивали семя деревянным вальком, на ветру просеивали от мусора. А саму тресту мяли в ручной мялке, левой рукой тресту направляешь под мялку, а правой – вверх, вниз мнешь тресту. Мялка сделана из дерева, основа стояла на ножках. Одной ногой приступаешь нижний остов мялки, что бы не прыгала, три досочки между собой соединены с зазорами, края круглые, что бы тресту мяло, а не рвало. А сверху на шарнире две досочки входили в два промежутка нижней части, между ними последовательно продавливали пучок льна по всей длине, при этом твердая часть, костра, отделялась. Затем лен трепали деревянным трепалом, отделяя от льняного волокна оставшуюся костру.
Мялка для льна
Потом волокно чесали железной щеткой - гвозди набитые в деревянную доску - часто, часто. Зажмешь один конец пучка волокна в мялке, и вычесываешь костру. Если нужна очень тонкая ткань, то еще чесали мелкой щеткой, разделяя каждый льняной стволик на несколько ниточек. Получается чистое тонкое волокно, которое пряли. Пряжа закреплялась на лопатке прялки с помощью веревочки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой подкручивала начала нити стараясь забрать из кудели как можно ровнее, и вращая веретено скручивала нить. Затем готовую нить свивали на это же веретено, быстро закрепляли нить в верху на петельку и снова вращали скручивая новую нить. Ткань ткали на ткацком станке: пряжу с веретена навивали на мотовило, перевязывали, что бы не путалась нитки, затем снимали и мыли, кому нужно – красили. Сухую пряжу навивали на воробы, с вороб - на вьюшки ткацкого станка. Заправят Анна с мамой Марией Мироновной станок. Нити один конец привяжут, середину нити пропустят через бердо, через ниченки и привяжут на другом конце, скрутят на вал. Ниченки две было, соединены с подножкой – педаль такая, соединенная с ниченками. Накрутят на цевку нить, вставят цевку внутрь челнока, а если нужен узор с другой цветной ниткой, то еще на другие цевки цветную нить накрутят, и на другие челноки цевки вставят, но и ниченок а подножками нужно много. Нажмут на подножку ногой, ниченка с половиной нити ниже опустится, толкнет Анна челнок поперек полотна в образовавшийся зазор, останется нить сзади, прижмет бердом нить к основе, снова нажмет на другую подножку, другая половина нитей опустится с ниченкой, пропустит Анна челнок обратно, нить остается, подожмет бердом нить и так туда, сюда, получается ткань. Готовую ткань свивает на вьюшку, вставляя деревянный круглый клин от прокручивания в отверстие станка. Но сначала освобождала другой конец, также деревянный клин вытаскивала из отверстия, делая слабину ткани. Изготовленную ткань кипятили в русских печах в больших чигунах со щелоком из золы. Полоскали в проруби, растилали по снежному насту, оставляя на ночь холсты, чтобы не только снег и солнце, но и мороз отбелил полотно. Получался белый цвет. Иногда ткани окрашивали в разные цвета краской. Из ткани шили нижнее белье, рубашки, брюки, некоторые вещи красили. А из толстого волокна, которое вычесывалось раньше, пряли и ткали на мешки, на грубые положины под зерно, ковриги, на верхнюю одежду. Держали в хозяйстве пуховых кроликов, мешали тонкое волокно с пухом, били, пряли, и вязали полушалки, которые сдавали заготовителям, была возможность заработать деньгами. Заготовители продавали примерно по 20 рублей платок, и рассчитывались только после продажи. Получив деньги бегали в с. Шешурга в магазин, там иногда привозили ситцевые кофты, платья. Очередь занимали с вечера, но часто ничего не доставалось, мало товара привозили, да взрослые мужики вперед лезли нас девчонок. Носки вязали из овечьей шерсти, кофты, жилетки, для себя, пряжа с пухом была.
Позднее в Новозаводских организовали начальную школу в четырех домах: у мамы - Оносовой Марии Мироновны, Козяева Петра Егоровича, Оносова Геннадия Егоровича, Козяевой Елизаветы. В школу ходили как свои Новозаводские, так и из соседних деревень - Ташкема и Шохры (Новотроицкое).
На Руси упоминания о льняном производстве датированы VIII – IX веками. Отрасль начала интенсивно развиваться во времена Екатерины II. Императрица разрешила свободный экспорт сырья за границу. На протяжении нескольких веков Россия оставалась главным поставщиком льна в мире. На долю страны приходилось 80% мировых посевов и 70% сборов льна. В 1913 году было собрано 276 тысяч тонн льна. Основная часть льняного производства была расположена в русском Нечерноземье между Петербургом и Москвой, а также в Смоленской, Вологодской, Вятской, Ярославской и Костромской губерниях.
В Яранском уезде на территории Тужинского района в ХIХ веке предприимчивые крестьяне строили маслобойни, принимая от местных и соседних крестьян льняное сырье и где перерабатывали семя на масло льняное. Продавали масло крестьянам и сдавали государству. Так, например, - в Яранском уезде Комаровской волости в селении Жеребцов на маслобойне Жеребцова М.Я произведено 80 пудов масла льняного на 330 руб.;
- В селении Махнев на маслобойне Махнева К.А. произведено 120 пудов масла льняного на 430 руб.;
- на маслобойне Махнева А.И. произведено 100 пудов масла на 400 руб.; На маслобойне Махнева Е.Ф. – 80 пудов на 325 руб. ;
- Махнева Е.А.- 80 пудов на 325 руб.;
- В селении Красная Речка на маслобойне Головина Л.И. произведено 120 пудов масла льняного на 430 руб.;
- В селении Шаров- на маслобойне Мирошина А.г. – 80 пудов масла на 325 руб. ;
- В селении Ободанур на маслобойне Медовикова В.А. – 80 пудов на 325 руб.
- В селении Комаров на маслобойне Лоскутова А.В. произведено 100 пудов масла льняного на 420 руб.;
- В селении Бурдин на маслобойне Николаевых (Братья Бурдины Николаевичи) произведено 80 пудов масла льняного на 325 руб.
- Маслобойный завод имели братья Батухтины Кондрат и Василий Лукичи из Шушканов;
- Масляный завод в Шушканах имел Шушканов Данил Яковлевич.
После коллективизации эта отрасль стала сокращаться. Основная причина — отток рабочих рук. Как результат, к началу XXI века производства льна в России упало в семь раз, а Нечерноземье превратилось в один из самых депрессивных регионов страны.
Читать окончание
|