Дореволюционное образование в Шешурге: школы и учителя
Основоположником образования на Шешургской земле стал первый сельский священник Пётр Михайлович Наумов. С первых дней своего служения в новом селе отец Пётр стал уделять внимание не только духовному развитию своих прихожан, но и культурному. С появлением церкви среди местных жителей стали искореняться различные суеверия и сквернословие. На момент появления церкви грамотных было весьма мало, и к грамотности крестьяне пока были не особо расположены. Отец Пётр активно взялся за исправление этого недостатка. Так уже в 1864 году, на следующий год после появления в Шешурге храма, батюшка создал училище, которое помещалось в его доме и находилось в заведовании Яранского окружного начальника. Учителем был сам священник, он обучал читать и писать 15 крестьянских мальчиков. Однако из-за неустроенности прихода это училище просуществовало около года.
В следующий раз училище при церкви было открыто в конце 1868 года Яранскою уездною земскою управою и на её содержание. Эту дату можно считать официальным днём рождения Шешургского образования и местной школы. Наставником также был священник Наумов и занятия проводились в его доме. В этот год обучалось около 20 мальчиков. Отец Пётр преподавал Закон Божий и прочие общеобразовательные предметы. Ему помогал его сын Николай, студент Вятской духовной семинарии.
Разумеется, изба священника не могла удовлетворить образовательные потребности большого прихода, поэтому в 1869 году шешургские крестьяне по убеждению своего начальства составили общий приговор на открытие специального здания училища, дали под него земли и обещали для постройки привезти бесплатно брёвен.
В 1873 году приходское училище было преобразовано в мужскую церковно-приходскую школу.
За усердие в обучении крестьянских детей грамоте священнику Петру Наумову в 1877 году была объявлена благодарность епархиального начальства.
В дальнейшем заведующими школой были настоятели церкви Симеон Костров (1879-1897 гг.), Василий Решетов (1897-1913 гг.) и его племянник Василий Несмелов (1914-1917 гг.).
Спустя несколько десятилетий школьное здание, построенное по приговору 1869 года, пришло в ветхость и, кроме того, опять возникла проблема нехватки места. В 1896 году, как свидетельствует отчёт Яранского училищного отделения, земский начальник А.А. Хилинский расположил крестьян Шешургской волости устроить в Шешурге на свои средства, при небольшой субсидии из казённых сумм, очень хорошее помещение для церковно-приходской школы, стоимость которого приблизительно определена в 1000 рублей. Таким образом, была построена деревянная двухэтажная школы. Располагалась она напротив церкви. Отчёты того времени характеризуют её как «прекрасное и удобное здание», которое прослужило почти 100 лет и было разобрано около 1990 года, хотя могло бы ещё служить людям.
В конце 1890 годов в школе давали не только теоретические знания, но и обучали рукоделию.
Преподавалось в школе церковное пение. В течении 35 лет (с 1875 по 1910 год) этому искусству обучал псаломщик Дмитрий Зубарев. Наиболее способным ученикам дозволялось применять полученные навыки непосредственно на практике. Они пели на клиросе в Шешургской церкви. Церковный хор, как правило, состоял из своих местных прихожан, которые когда-то получили певческие азы под руководством Зубарева.
В качестве дополнительного внеурочного образования проводились воскресные чтения. Их проводило как духовенство, так и учащий персонал. В этих мероприятиях, по всей видимости, могли участвовать и все желающие взрослые. Читались преимущественно статьи религиозно-нравственного и отчасти исторически-патриотического содержания. Чтения начинались, сопровождались и оканчивались общим хоровым пением церковных песнопений и гимнов. В Яранском уезде было всего 7 школ, где проводились подобные чтения. Одной из них была Шешургская.
В Шешурге обучались дети со всех окрестных деревень прихода. Несмотря на отсутствие специального общежития, в ненастное и зимнее время для них давался ночлежный приют.
Среди учителей 1890 годов особо выделяется дьякон Михаил Владимирович Никонов. Назначенный на дьяконскую вакансию в 1893 году, он одновременно был определён и на учительскую должность. В 1896-1897 годах по болезни священника Симеона Кострова дьякон преподавал Закон Божий. На эту же должность он был назначен в 1900 году.
В Шешурге дьякон Михаил оказался неслучайно. Он взял в жёны внучку упомянутого уже священника Петра Наумова Антонину Николаевну. Та в свою очередь тоже была помощницей учителя в Шешургской школе. В 1893 году в семье Никоновых родилась дочь Мария. Казалось бы впереди целая жизнь. Но судьба отца Михаила оказалась непростой. Через 2 года 25-летний дьякон овдовел. Пережив горечь потери молодой жены, он ещё с большим усердием отдался служению Церкви и обучению детей. Он самоотверженно продолжил дело своего родственника священника Петра Наумова по народному образованию.
Заслуги Никонова неоднократно отмечались начальством в годовых отчётах: «Заслуживает занесения на страницы отчёта по своему усердию и выдающемуся трудолюбию учитель Большешешургской церковно-приходской школы диакон Михаил Никонов, который фактически был и заведующим школою и законоучителем, по причине болезни бывшего в Большой Шешурге священника Кострова».
9 декабря 1905 года за труды по народному образованию дьякон Михаил Никонов, будучи уже за штатом, награждён серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте.
Священник Пётр Наумов (в 1887 г.) и дьякон Михаил Никонов (в 1910 г.) были похоронены в Шешурге рядом с храмом. Современники хранили о них достойную память, а в середине ХХ века могилы местных просветителей были уничтожены их неблагодарными потомками.
В 1900 году в Шешурге была открыта вторая церковно-приходская школа – женская. В её штат вошёл священник-законоучитель и одна учительница. В мужской школе, кроме законоучителя, преподавало 3 учительницы. Обе школы были одноклассными. Содержались они на средства церкви и Яранского уездного отделения епархиального училищного совета.
В начале 1900 годов в женской школе обучалось около 50 девочек. В некоторые годы число учениц доходило до 20. В мужской школе число учеников практически было неизменным и составляло 90.
Одной из первых учительниц женской школы была Л.И. Вознесенская. В 1891 году она окончила курс Слободской женской гимназии, после чего преподавала в Слободском уезде. В 1899 году Любовь Ивановна переехала в с. Пижанку Яранского уезда, где состояла на должности учительницы в женской церковно-приходской школе. Когда в 1901 году в с. Липове Яранского уезда умер её отец псаломщик Иоанн Вознесенский, она забрала к себе мать Александру Алексеевну. В этом же году Вознесенские оказались в Шешурге.
Любовь Ивановна участвовала на педагогических курсах в г. Вятке. В 1902 году за труды по народному образованию она получила благословение Преосвященнейшего Никона Епископа Вятского и Слободского с выдачею свидетельства.
В 1903 году помощницей учительницы Вознесенской была Августа Васильевна Кирчанова из мещан г. Яранска, окончившая курс Яранской женской гимназии в 1903 году. С 1904 года на этой должности состояла Мария Андреевна Полухина, дочь крестьянина с. Ивановского Яранского уезда, окончившая курс второклассной школы при Знаменском Мариинском женском монастыре в 1904 году.
В 1904 г. скончалась Александра Алексеевна Вознесенская, а через два года не стало Любови Ивановны. Обе они были похоронены на кладбище с. Шешурги. В надежде на то, что на захоронениях могли быть установлены каменные надгробия, в 2016 году родственниками Вознесенских была сделана попытка найти на Шешургском кладбище их могилы. Однако поиски результатов не дали. Все найденные надгробия конца XIX – начала ХХ веков принадлежат местным крестьянам.
После смерти Любови Ивановны её место заняла Анна Васильевна Корякина, дочь крестьянина слободы Красногорской Малошалайской волости Яранского уезда, окончившая курс женской прогимназии г. Яранска в 1894 году. После окончания учебного заведения состояла на должности учительницы Индинской школы грамоты Яранского уезда. С 1895 года была определена помощницей учителя в Шешургскую мужскую церковно-приходскую школу, а в 1906 году – учительницей женской школы.
В мужской церковно-приходской школе с 1897 года помощницей учителя служила А.В. Смертина, из мещан г. Яранска, окончившая курс Яранской женской прогимназии в 1897 году. Помимо Шешурги Александра Васильевна преподавала в школе грамотности починка Андреяхинского, что в приходе с. Лом.
В 1904 году в мужской школе начала преподавать Таисия Ивановна Головина, дочь псаломщика с. Люмпанура Яранского уезда, окончившая курс женской прогимназии г. Яранска в 1895 году. С 1906 года ей помогали сестра Клавдия, окончившая курс в Яранской женской прогимназии, а также крестьянская девица Мария Ивановна Вохминцева из деревни Шуры Тожсолинской волости Яранского уезда. Последняя получила образование во второклассной школе при Знаменском женском монастыре.
Через несколько лет Клавдия Ивановна Головина назначена на должность учительницы и преподавала уже в смешанной церковно-приходской школе. В 1912 году Государь Император Николай II наградил шешургскую учительницу Клавдию Головину серебряной медалью на Александровской ленте.
В 1917 году учительницей в Шешурге состояла Дерябина Александра Ивановна. Проживала на квартире при школе.
К 1910 году женская и мужская церковно-приходские школы были объединены в одну. Эта смешанная школа была включена в утверждённую школьную сеть и по-прежнему была одноклассной, а в штате оставались законоучитель и 3 учительницы. В 1915 году на её содержание отпускалось от церковноприходского попечительства с. Шешурги до 100 рублей.
Помимо школ в Шешурге имелась школа грамоты в починке Кодочиговском, которая также состояла в заведовании Шешургского духовенства.
В 1908 году в Российской Империи под руководством П.А. Столыпина была проведена масштабная реформа образования. Предполагалось ввести обязательное бесплатное начальное обучение. До этого дети в Шешурге обучались тоже бесплатно, но образование было добровольным. Поэтому многие родители не торопились устроить своих детей в школу. Столыпин ставил третьим звеном модернизации страны (помимо аграрной и промышленной реформ) достижение всеобщей грамотности. Ликвидировать безграмотность в стране планировалось к 1928 году. С 1908 по 1914 год бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тысяч новых школ.
Шешургская волость не осталась в стороне от новых достижений. В 1910 году земское училище было открыто в деревне Верхнемаслинской, которая по численности населения была второй после Шешурги. В новых учебных заведениях помимо приезжих работали и местные учителя. Так, в Верхнемаслинском училище до 1913 года преподавала Анисия Дмитриевна Брусова из этой же деревни. По данным сельхозпереписи 1917 года известны имена двух учительниц Верхнемаслинского училища. Это Парамонова Ольга Васильевна, вместе с матерью, бабушкой и прислугой проживали в квартире при училище. Другая учительница Белогусьева Анна Ивановна, жена бывшего шешургского дьякона Симеона Белогусьева, жила на квартире местного крестьянина Степана Михайловича Коновалова. Здание Верхнемаслинского училища сохранилось до наших дней. В начале 1990 годов оно было перевезено в Шешургу, где использовалось как школьный спортзал и мастерские.
В эти же годы появилась подсобная школа в деревне Устретена, история которой также получила продолжение в годы советской власти.
Образовательная деятельность давала плоды. Среди населения возрастал интерес к чтению. Не случайно в Шешурге в 1911 году открывается одна из первых библиотек на территории современного Тужинского района, которая носила имя П.А. Столыпина. В 1915 году благочинный 3 округа Яранского уезда, куда входила Шешурга, в отчёте о народных библиотеках-читальнях писал: «Почти во всех приходах округа постановлены приговора о закрытии навсегда пивных и казённых винных лавок. Чтобы заполнить свободное время в воскресные и праздничные дни, крестьяне берут из церковно-приходских библиотек книги религиозно-нравственного содержания или духовные журналы, выписываемые духовенством, некоторые заходят в библиотеки-читальни (в Шешурге она имелась, - авт.), где есть таковые, получают сведения о ходе военных действий».
Вот в таком примерно состоянии встретила революцию 1917 года система образования на Шешургской земле.
Материал опубликован в Тужинской газете «Родной край».
На фото: Любовь Ивановна Вознесенская в конце 19 и начале 20 века (предоставлено родственниками).
Шешургская церковно-приходская школа.
|