Единственное письмо
Ивана Никулина
Иван Семёнович Никулин
В 1941 г. была сформирована первая маневренная воздушно-десантная бригада. В марте 1942 г. она была заброшена в тыл врага, взявшего в кольцо блокады город Ленинград, с задачей отвлекать на себя внимание немцев, чтобы сорвать готовившееся крупное фашистское наступление. 40 суток бригада вела бои в немецком окружении, а 10 апреля получила приказ командования выйти на соединение с войсками Советской Армии в районе Дубецкого Бора возле Старой Руссы. Приказ был выполнен, но из каждых шести к своим вышел лишь один.
Среди погибших бойцов этой бригады был её радист, наш земляк из Шешурги (д. Половщиково) Иван Семёнович Никулин. В 1970-х годах на призыв группы «Поиск» Кировского педагогического института отозваться людей, знавших бойцов этой бригады, откликнулся отец Ивана – Семён Семёнович Никулин (1896-1985), человек большой, поистине легендарной судьбы, в настоящее время проживавший в то время в г. Яранске. Участник революционных событий, бывший работник ВЧК, неоднократно видевший В.И. Ленина, слышавший его выступления, участник боёв с армией Колчака в рядах Чапаевской дивизии.
Семён Семёнович Никулин и его вторая жена
Мария Михайловна Оносова
Он вспоминает, как рос его сын, учился в школе, был активным комсомольцем, мечтал о том времени, когда все люди будут жить при коммунизме.
В 1941 г. Ивану исполнилось 19 лет, и грянула всеобщая беда, фашистские полчища перехлестнули наши границы. Как большинство ребят его поколения, Иван был призван на защиту Отечества и ушёл из родного дома, чтобы отстаивать народное счастье с оружием в руках. Несколько месяцев пришлось ему учиться на радиста в глубоком тылу, а когда формировалась первая воздушно-десантная бригада, младший командир радист Иван Никулин получил назначение в её состав. Он узнал, что следовать придётся через станцию Котельнич, узнал и время прохождения эшелона через эту станцию. Послал домой телеграмму.
Семён Семёнович вспоминал, как трудно было тогда добраться на свидание с сыном, но они с матерью успели.
Это свидание было последним. Потом из-под Москвы Иван прислал родителям единственное письмо, в котором коротко сообщил, что всё у него хорошо. Первый прыжок с парашютом совершил удачно и сейчас с нетерпением ждёт отправки на фронт.
С большим сожалением Семён Семёнович говорил, что это письмо утеряно. Потом пришло скупое казённое извещение о том, что его сын Иван Никулин пал смертью храбрых под Ленинградом в бою за деревню Чёрную.
Со старой, пожелтевшей от времени фотографии устремлён в будущее открытый волевой взгляд. Два кубика на петлицах гимнастёрки, не знавшей погон. Видно, что солдатская ушанка ему немного велика. Это радист первой воздушно-десантной бригады Иван Семёнович Никулин. В борьбе за народное счастье он отдал самое дорогое, что у него было, свою молодую жизнь.
Юрьев В. Знамя коммунизма (Яранск). – 26 декабря 1979 г.
Фото Галины Кульпиной (Резвых).
|