Непростая судьба Серафимы Оносовой из Цепегина
Серафима Павловна Лобанова (Оносова) родилась в деревне Цепегино Шешургского сельсовета в многодетной крестьянской семье: четыре брата и одна-единственная сестрёнка. Старший брат Михаил ушёл на войну и погиб так же, как и отец, защищая Родину. Василий и Пётр после службы в армии покинули деревню – ушли на производство. Мать Симы, как говорят, скоропостижно умерла, наказывая соседям не оставлять в беде Симу. Осталась девушка сиротой в двенадцать лет с семилетним братом. Годы послевоенные, тяжёлые, голодные. Как прокормить себя и братишку? Горсткой муки девочка умудрялась слепить из перезимовавшей в поле картошки или клеверной кашки, крапивы, куколя лепёшки и испечь что-то наподобие хлеба. Хуже всего поедался хлеб из смолотой лутошки (ободранного дерева ивы). Но голод – не тётка, а желание выжить было единственной побуждающей силой, которая помогла Симе преодолеть невзгоды.
Девушка держала корову, возила на салазках дрова из леса, пилила, колола, обогревала дом теплом. Работала в колхозе по наряду бригадира. На работу диркая, Сима зарабатывала много трудодней (палочек). Сама не училась, а брату дала семилетнее образование. Понимала, чтобы как-то облегчить материальное положение, надо научиться какому-то ремеслу. Научилась шить. Стала держать кроликов. Пух пряла, а затем вязала платки, да ещё какие! Как-никак, всё же подспорье в хозяйстве. К праздникам (Иванов, Петров дни, Троица шила себе обновку – ситцевое платье. Вязанию научила других. Когда умудрялась спать молодая девушка? На хрупких плечах лежало домашнее хозяйство, надо было скот, огород держать ухоженным, хлеб испечь и на работу успеть! И успевала. Видимо, такие российские женщины – многожильные.
Заметил расторопную девушку Иван Егорович Лобанов, уроженец деревни Чумуры Васькинского сельсовета, приглянулась она ему. Сосватались. Сложилась новая семья. Серафима Павловна пошла трудиться на ферму, а Иван Егорович приобрёл специальность тракториста. Супружескую жизнь начали с ноля. Оба трудолюбивые, ответственные, стали обживаться. Родилось пятеро детей: два сына и три дочери. Но в то время не знали – не ведали о каких-то декретных. Серафима работала на ферме без выходных, таскала солому ношами, доила коров вручную, но никогда не жаловалась на судьбу.
После переезда в д. Васькино, Сима снова пошла работать на ферму. Она говорила: «Привыкла, люблю коров». Хоть руки и ноги натружены, тяжести таскала, иному мужику не под силу.
А дети? Дети для родителей – радость. Учатся все хорошо. Четверо из них получают высшее образование. «Сами неграмотный, то пусть хоть они учатся, - говорит Сима. – Помогаем им всем, чем можем».
По закону ей бы в пятьдесят лет выйти на пенсию и отдыхать, но она и по сей день продолжает работать, причём на двух работах: в сельском Доме культуры и приемщицей молока.
Времена, конечно, нелёгкие, смутные, нет уверенности в завтрашнем дне. Но в биографии этой женщины были ли они лёгкими?
Почёт и уважение Вам, Серафима Павловна и Иван Егорович, за ваш крестьянский добросовестный труд, за воспитание детей!
Ф. Хорошавина. Судьба выдалась непростая // Родной край, - 1 мая 1993 г.
На фото: деревенский труд.
|