Письмо о прошлом.
О роде Махнёвых из деревни Гвоздево
Многих уроженцев Вятских деревень разбросал по стране сумбурный ХХ век. Исчезли практически все наши деревни. Но, несмотря на всё это, в сердцах благодарных потомков до сих живёт память о своих корнях, родных деревнях и предках. Не забывают люди Вятскую землю и в частности Шешургскую глубинку, пишут письма и присылают старинные фотографии. Именно эти письма с воспоминаниями и фотографами в дальнейшем и составят большой раздел книги о Шешургской земле.
Буквально на днях пришло подобное письмо из далёкого города Ярославля, в котором рассказывается о роде Махнёвых из деревни Гвоздево (Кожонки).
"История жителей деревни Гвоздево
В школе не любила историю. Нет, конечно, просто хронология событий - это одно, а вот взгляд на эти события может быть таким разным, что даже в недавнем прошлом невозможно разобраться. Что же говорить о давно минувших днях! Но радует то, что есть рассказы, воспоминания и факты из жизни конкретных людей, судьбы которых и есть в сумме настоящая история страны. Эпоха перемен меняет жизнь человека, одновременно проявляя в нем качества, до какой-то поры неизвестные, но заложенные историей его рода.
И мы надеемся, что унаследовали все лучшее, что помогает нам жить и по мере возможности не теряться в различных сложных ситуациях.
И снова об истории.
Обычные будничные записи в метрической книге Шешургской церкви от 1904 года: «17 октября родился...Дмитрий. Родители его починка Гвоздева Иоанн Елеазаров Махнев и Евдокия Кононова». В том же 1904 г. «14 января родилась ... Мария. Родители ее починка Гвоздева крестьянин Иван Григорьев Махнев и Агрипина Матфеевна», - для кого-то просто регистрация факта, но для меня - символическое начало истории моей семьи, ибо Мария и Дмитрий - мои будущие дед и бабушка.
Всего у Агрипины Матфеевны и Ивана Григорьевича было десять детей. Вся семья много трудилась, даже дети работали в поле с пяти лет. А как же иначе - хозяйство было большое. Сами месили глину для кирпичей и черепицы (в то время некоторые крыши домов были черепичные). Порядки в доме были строгие: сели обедать - ждите, когда отец разрешит начинать трапезу. Кто не послушался - получал деревянной ложкой по лбу. И без молитвы, конечно, за стол не садились, и спать не ложились. На Пасху Иван Григорьевич всегда возил хлеб в тюрьму - заключенным. Была такая традиция.
Мария и Дмитрий учились в церковно-приходской школе (бабушка достаточно хорошо читала и писала). Повзрослев, собирались на «беседы». Девушки пряли, а парни играли на гармошках. Все девушки в семье Ивана Григорьевича были красавицами и заглядывались на сыновей Ивана Елизаровича, что не удивительно - ведь эти ребята не только были гармонистами, но и сами делали гармони. Бабушка рассказывала: «сватались многие, а выбрала Дмитрия - лучше всех на гармошке играл». А вот её сестре Ульяне не повезло - она была влюблена в брата Дмитрия - Александра, а тот выбрал девушку из соседней деревни - Марию Андреевну Коновалову и прожил с ней долгую счастливую жизнь в окружении детей и внуков.
К сожалению, события, изменившие судьбу страны, также изменили и жизнь каждого конкретного человека. Может, для кого-то и в лучшую сторону, кто знает, но для некоторых определенно обернулись трагедией. Большим потрясением для семьи Марии Ивановны была продразверстка. Она вспоминала, как все забирали из дома, а мать повторяла только одну фразу: «Чем буду робенков кормить...». Иван Григорьевич, пытаясь спрятать зерно, носил тяжелые мешки в подвал. После этого он заболел и вскоре умер.
А у Марии с Дмитрием в 1926 году родился первенец - Валентин. Вскоре они уехали жить в Ярославль, где к тому времени уже жил брат Дмитрия - Александр с женой Марией Коноваловой и двумя детьми - Анной и Вениамином.
У Александра Ивановича с юности была повреждена нога, поэтому он не был мобилизован в 1941 году. Вместе с бабушкой они работали в воинской части, располагавшейся в Ярославле. Дмитрий Иванович тоже не прошёл медкомиссию и работал в Ярославле. А его сын Валентин в 17 лет ушёл добровольцем на фронт. Служил в танковых войсках, вернулся домой, женился и уехал в Астрахань.
У Марии и Дмитрия родились ещё две дочери Изольда (1941 г.) и Эльвира (1944 г.). Такие красивые и необычные имена им придумала Анна - дочь Александра. Обе семьи жили рядом и всю жизнь тесно общались.
Около 1950 года Мария и Дмитрий разошлись. Он уехал сначала к ее брату Аркадию в Нелидово, а потом куда-то ещё и, к сожалению, о последних годах жизни его ничего не известно. А в 1954 году Мария Ивановна повезла дочерей в гости к своей матери, Агрипине Матфеевне в родную деревню Гвоздево. Это было невероятно тяжело - и с материальной точки зрения и физически - от станции ехали на грузовике, по плохой дороге, но, Слава Богу, добрались. Эта поездка стала для городских девочек одним из самых ярких впечатлений детства. Как вспоминает Эльвира Дмитриевна: «Приехали ночью и первое, что запомнилось - бабушка угостила «кислым молоком». Это было похоже на плитки творога, залитые молоком и томленые в печи. Агрипина Матфеевна жила вместе с бывшей женой своего сына Ивана, который погиб и внучкой Лидой. Дом был в хорошем состоянии. Возле дома был холодный ключ, который когда-то был глубоким. В нем хранили бочки с огурцами. Ключ не замерзал даже зимой. В доме варили пиво, делали квас, добавляя для аромата сенную труху. Вкуснее кваса я не пробовала никогда. В печи пекли хлеб из ржаной муки - вкуснейший, а также делали ватрушки с творогом или коноплей (тоже из ржаной муки). В доме было прохладно, а в одной комнате - она называлась «клеть» - даже холодно. В этой комнате хранились продукты - мука, сахар, хлеб и т.д. Кроме этого, в доме была пристройка, где находилась яма, стены которой были покрыты льдом. Там хранились бочонки с деревенским квасом и пивом, мясные запасы.
Недалеко от дома была березовая роща, где росло столько земляники, что собирать её можно было, не вставая с места. Эта поездка запомнилась мне на всю жизнь».
Около 1960 года Агрипина Матфеевна скончалась. Она прожила долгую достойную жизнь и осталась в памяти детей как образец трудолюбия, мудрости и жизнестойкости. Все Ее дети постоянно переписывались, ездили в гости и поддерживали друг друга, хотя судьба их раскидала в разные стороны.
Из детей, рождённых в Гвоздево в семье Агрипины Матфеевны и Ивана Григорьевича Махневых в деревне не осталось никого.
Один (имени, к сожалению, не знаю) в детстве утонул в пруду.
Дмитрий - ?
Василий - пропал во время поездки в Яранск.
Иван - погиб (на фронте?)
Михаил - жил в Горьком, был на руководящих должностях.
Аркадий - г. Нелидово.
Клавдия - г. Кстово, Нижегородской области, работала судьей.
Ульяна - д. Усретение (имеется ввиду Устретена Шешургского сельсовета), потом переехала г. Касли Челябинская область.
Мария - г. Ярославль, работала в воинской части (медработник)».
На фото: Агриппина Матвеевна Махнёва (1928 год) и Иван Елизарович Махнёв с сыновьями Александром (с семьёй) и Дмитрием.
Письмо и фото Елены Климиной, г. Ярославль.
Читать Общую историю деревни Гвоздево
|