Главная | Регистрация | Вход
Село ШЕШУРГА
Меню сайта
Друзья сайта
  • Тужинская газета
  • Село Караванное
  • Васькино
  • Шешурга на Одноклассниках
  • Шешурга ВКонтакте
  • Фотопланета
  • Соборы.РУ
  • Храмы России
  • Русские церкви
  • Родная Вятка
  • Храм посёлка Тужа
  • Храм села Ныр
  • Вход на сайт
    Поиск
    Календарь
    «  Февраль 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2013 » Февраль » 11 » Выпускник Шешургской школы Замятин Б.М. и его интервью. Начало
    22:24
    Выпускник Шешургской школы Замятин Б.М. и его интервью. Начало

    Интервью с Замятиным Борисом Михайловичем – выпускником Шешургской школы

    Б.М.Замятин на встрече выпускников в Шешурге, 1990 год.

    Знаменитым выпускником школы села Шешурга является Замятин Борис Михайлович. Родился он в г.Яранске Кировской области 11 апреля 1925 года. Затем его семья оказалась в Шешурге, там Борис Михайлович закончил восемь классов Шешургской школы. В Шешурге же и застала Бориса Михайловича Великая Отечественная война. Как он сам вспоминает, узнали о войне из приёмника в клубе, все стали собираться в клубе на митинг. Семья Замятиных жила напротив клуба. Слушали выступление Молотова, затем Сталина. Затем стали собираться в школе, так началась война…

    Б.М.Замятин является участником Великой Отечественной войны, заслуженным деятелем культуры, руководителем Кировской организации общества "Знание", преподавателем ВГГУ.

    На сайте «Наша общая Победа» Борис Михайлович даёт своё видеоинтервью  о  жизни в Шешурге, о себе, о участии в Великой Отечественной войне. 

    Также его интервью представлено на сайте "Я помню", беседует Александр Бровцин.

    Вспоминает Борис Михайлович:

    «Я был сыном директора средней школы в Тужинском районе - есть такое село Шешурга. Школа средняя была, я окончил восьмой класс. Мы с отцом работали на огороде, забор поправляли. Вдруг прибегает из сельсовета посыльный: «Михаил Федотович (это моего отца так звали), срочно в сельсовет - началась война"! Собирают всех членов исполкома сельсовета, он был таким там. Вот с этого началась война. Наш дом стоял на площади, - раньше он когда-то был дом священнослужителей, - а тут вот директор школы жили, учителя жили.

    Мы каждый день наблюдали, как отправляют на войну мужиков с Вятской земли. Все, кто мог носить оружие, прошли через эту площадь. Стоны. Рёв. Приезжают на лошадях жёны, дети провожать мужиков и старших братьев на войну. Я в то время только восемь классов окончил - мне было шестнадцать лет, нет, шестнадцать ещё не исполнилось.

    Нас приглашают в клуб и говорят: «Началась война, мужики ушли на фронт, народу в колхозах не осталось. Все вы считаетесь сейчас мобилизованными на сельхозработы, на работу в колхозах». Закрепили за мной лошадь. Хотя я жил в деревне - сельскохозяйственным трудом не занимался - сын директора школы, мать - учительница. А тут за мной закрепили лошадь, старый чуть живой мерин, которого звали Змей. И вот на этом самом Змее мне пришлось работать в колхозе. Нужно было вывозить навоз на поля, нужно было заканчивать посадку картошки, что не успели сделать ещё к тому времени. Нужно было другие работы выполнять. Нужно было в севе принимать участие. Вот всеми этими делами я и занимался.

    Все встретили эту войну со слезами, сельское население знало, что такое война была прошлая. Со слезами уходили на войну. Финская, не только финская, да и гражданская-то война недавно закончилась, и первая мировая, всё это было в памяти - прощались. Когда подводы с сидорами будущих воинов отправлялись в сторону к районному центру, женщины причитали, ревели, кое как от них уходили. Вот это начало войны было ещё в том, детском моём понимании.

    - А.Б. Знали о больших потерях летом-осенью 41 года?

    Да, конечно. Скоро уже начали приходить похоронки, вскоре стало известно, что немец прёт, что потери наши огромные. Это уже было известно всё. Ничего не скрывали. Радио было только в школе, был радио приёмник в клубе и несколько приёмников частных. Около них всё время народ с утра до ночи, особенно в клубе, слушали, что где творится. В школе был приёмник - я туда ходил слушать последние известия ежедневно. Хотя были каникулы: если ты свободен, значит куда идти - слушать последние известия. Это был первый 41 год. А в 42 году мы уже прошли приписную комиссию. То есть нас ещё не определили на воинскую службу, но уже записали. Когда исполнилось семнадцать лет, нас уже стали приписывать.

    Потом в 42 году отца перевели из этого села Шешурга, мы переехали в Тужу. Он немецкий знал в совершенстве: и говорил по-немецки, читал и писал по-немецки. Он участвовал в войне с Австрией, был в плену, в ту ещё войну - Первую Мировую; где Карбышев был залит водой студеной, вот в этом лагере он находился. Отец там был больше года. Был офицером, немецкий язык изучал в реальном училище. Потом в военном юнкерском училище в Казани продолжил изучать его. И когда попал туда, он оказался знающим язык, и там был переводчиком, учился специально. И когда приехал он стал преподавателем немецкого языка и начал довольно хорошо…

    Он был больной. У него язва желудка была, ранение было в желудок… С 1894 года он, так-то он тоже мог быть мобилизован, но его не мобилизовали… Он работал в РОНО, мать работала в Тужинской школе. Новые знакомые, новая обстановка. Учился я хорошо: отличником был все годы учёбы. За каждый год мне давали похвальные грамоты. И вот уже когда я учился, где-то в 42 году, в начале учебного года нас приглашают в райком комсомола. Там находится секретарь комсомола, директор школы, заведующая РОНО и ведут с нами разговор: «Как вы смотрите на те события, которые сейчас развёртываются? Вы ещё не призывной возраст, вам ещё семнадцать лет, но поймите нас правильно - нужно пополнять ряды армии».

    Секретарь райкома, заведующая РОНО, директор школы, - они все эту задачу ставят перед нами: «Если вы не согласитесь добровольно, мы вас взять не можем. Мы вас возьмём только тогда, когда вам исполнится семнадцать лет». И вот тогда, я помню, нас было человек восемнадцать таких семнадцатилетних в этой школе. Тринадцать из них написали заявление: «Просим досрочно призвать нас в армию - на защиту Родины». Это был где-то - занятия в школах начались даже не 1 октября, а числа 15-го. Нас приглашают где-то в декабре месяце уже официально в военкомат: «Мы ваши заявления получили». Это был декабрь 42. «Мы вас будем призывать в армию. Есть такое указание сверху - нужно доукомплектовать состав Львовского пехотного училища, которое находится в Кирове».

    Ну что? Мы заявления написали, комсомольцы. Значит ждём, что будет дальше: занимаемся, ходим, уроки посещаем. Где-то в конце 42-го года, в последних числах декабря, нам присылают повестки: по комсомольской мобилизации направляетесь в Львовское военно-пехотное училище. Это были последние числа декабря. Новогодний вечер, он совпал с нашими проводами в армию. 31 декабря в школе вечер, я сейчас мимо здания этого прохожу, когда в Туже бываю, останавливаюсь и шапку снимаю. Одноэтажное здание маленькое, всё было занято под всякие другие заведения, школа кое-где размещалась. В этом здании мы прощались и со школой, и с Тужой, и с родителями.

    После выпускного вечера, это 30 или 31 декабря, сказано было: шагом марш до Котельнича пешочком. Закрепили за нами лошадь, которая сидора забрала. И отправились мы на военную службу. Но парни молодые. Провожал нас от района один отец моего товарища, который тоже шёл вместе с нами. Ну как отправляют на войну? Сухари там, смена белья и так далее, а сами пешочком. Дошли мы до первой деревни и уговорили этого самого Василия Иванова, отца моего друга-приятеля, забыл уже как его имя-отчество: «Слушай, скажи что-нибудь сломалось, скажи, что надо что-то ремонтировать, а мы сходим ещё в Тужу на вечер». На вечере прогуляли, ночь попрощались. А договорённость была такая, что мы в 6 часов утра идём в эту деревню - 3 километра тут всего-то, Шушканы деревня. Всё так оно и получилось. С девчонками прощались: обнимались, целовались, ревели - всё было. Потом мы пришли в Котельнич, тринадцать будущих курсантов Львовского пехотного училища. Затолкнули в переполненные вагоны и поехали мы в будущее, поехали мы в военную жизнь.

    Ходили тогда поезда очень тихо, на каждой станции остановка. Движение в войну было большое. Приехали сюда, здесь встречают на вокзале, какой-то майор: «Такие-то, такие-то»? Он уж знал каким вагоном мы едем. «Такие-то, такие-то! Становись в строй! Шагом марш»!

    И приходим мы, вот где сейчас училище (факультет Сызранского военно-авиационного института - А. Б.). Вот там располагались три батальона Львовского военно-пехотного училища. Три батальона были там, за железной дорогой, за Кировом - 1 (сейчас Киров - 2 - А. Б.), а на площади, которая сейчас Театральная, был один батальон. У них там и казармы и всё было: тут и жили, тут и учились. А мы, три батальона, там были.

    Началась наша курсантская жизнь. По улице Коммуны раньше моста не было, линия железной дороги только. И к нам туда через линии эти ходили. А около этих линий был склад леса нашего училища, ну, там, видимо, дрова нужны были, какие-то материалы, и вот эти самые дрова курсанты охраняли. Я был в охране, на дежурстве: наша рота была дежурной. И мне досталось охранять вот эти дрова. Один раз охранял танки, а следующая охрана мне досталась - вот эти дрова. Ну, там что? Четыре часа на посту, четыре часа поспал. Потом опять четыре часа на посту, потом четыре часа поспал. Ночь-то я продежурил нормально. Утром на вторую смену пошёл: уж так спать охота! Ну кто, думаю, ночью дрова-то потащит?! - я на брёвнышко сел, винтовку так вот обнял и уснул.

    Вдруг слышу: кто-то у меня винтовку-то из рук выхватывает - глаза открыл: полковник Давыдов, начальник училища, пришёл проверять караулы. А я, курсант, был отличник боевой и политической подготовки! - обматерил он тут меня, послал в наряд - меня сняли и посадили на гауптвахту.

    В общем, получилось так: «В штрафную роту, - говорит, - тебя отправлю! На посту уснул?! Это что ж такое?!» А у меня был командир батальона очень хороший: он меня знал, как курсанта (Надо думать, что командир батальона спас Б. М. от столь сурового наказания. - А. Б.). А потом, познакомились мы с ним, он назначил меня связным. Они жили на улице Горького, вот в этих деревянных домах семья его жила, и любое распоряжение из училища: «Срочно вызвать комбата!» - я знал, где его дом. Будит меня дежурный капитан или капитану надо что-то: «Позовите дежурного в штаб батальона!» Вот, сделать то-то нужно! - я всё делал…

    И вот, как-то прихожу к нему домой: жена, дочка у него. Дочка училась где-то в восьмом или в девятом ли - сидит за задачами, ревёт, ничего не получается: «Ну-ка, ты, (он меня Борис звал), Борис, помоги-ка, может, что тут»? И я эту задачку сразу решил: я отличник-то в школе был всё время, тем более, я из десятого класса, а тут - восьмой класс. Она никак перевести не может немецкий язык - а мне что? - из учебника восьмого класса! И я ей помог… И я той девчонке весьма понравился, дочке-то его, и матери тоже. Ну, что? Что бы ни попросили: я всё сделаю. Она училась-то не больно хорошо, так скажем. Надо сочинение написать: дадут мне - я помогу сочинение написать, надо там что-то ещё… И вот так вот у меня с этой девочкой получилось интересное знакомство.

    Когда нас отправляли на фронт, она как-то подпольно, тихо, не знаю как, узнала, что нас отправляют на фронт, и она прибежала со мной прощаться сюда. А ее отец тут был, командир батальона наш… В общем, не допустил, чтоб я с ней попрощаться пришёл: так мы с ней и поцеловаться не сумели. Всего раза два за всю историю удалось поцеловаться с этой самой девчонкой комбатовской!

    - А.Б. А она на фронт вам писала?

    Б.З.: Нет… не писала. И я ей не писал, ну, поскольку, родители: «У-уу! Какой-то там курсант!»

    Площадь Победы, сквер, где церковь стоит (св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - А. Б.) - это был полигон, где мы учились воевать. Там мы рыли траншеи в полный профиль, окопы, там мы учились перебежки делать. Вся такая тактическая учёба проводилась в этом месте. Сложные были тактические задания. Начиная от того, что откопать эти окопы, начиная как построить землянку, как разместить вооружение: пулемёты, автоматы.

    - А.Б. В какой батальон вы попали? На какую специальность?

    Я пулемётчик, 15 рота, 3 батальона, пулемётная рота. Мы готовились стать командирами пулемётного взвода - станковых пулемётов «Максим». О, страшная штука - как его наденешь, особенно тяжёлый был этот станок. Он 32 килограмма весом, а я-то весил немногим побольше, чем эти 32 килограмма. Как прижмёт, так и не встать самому. Помогают, поднимают - всё равно иди. Или тело этого пулемёта, оно носилось отдельно. Или щит, три человека его таскали. Перебежками такую задачу ставили - за столько-то минут преодолеть, за столько-то минут собрать, быть готовыми к отражению атаки. Учились, здорово учились.

    Тут же учились мы от химии защищаться. Была построена специальная землянка с очень хорошей изоляцией. В эту землянку заходило определённое количество курсантов. Включают там газ и вот говорили, что за столько-то секунд надо надеть противогаз, за столько-то секунд нужно там что-то заменить. Хватил если, то после этого попадёшь в санроту. Учились преодолевать препятствия, поражённые ипритом. Но самого иприта не использовали. Тут видимо какой-то газ - хлор, хлорпикрин, такие газы использовались. Поливали место жидкостью - нужно было преодолевать эти места с помощью подручных средств. В общем этим занимались. Учились в разведку ходить.

    - А.Б. Рукопашный бой? Маскировка?

    Рукопашный бой - это была для нас самая страшная наука, рукбой. Был такой капитан Гава, преподаватель рукбоя. Имени-отчества не помню, но больше всего мы его боялись. Он можно сказать не только нас учил, но и издевался над нами. У него задача такая была: у него большая палка, на палке привязан с песком мешок. Вот он стоит посередине, а мы кругом. И вот мы идём - в противогазах или без противогазов - он, одному раз по башке, раз другому, раз третьему. Свалился - значит ты плохо, надо уметь защищаться. Нужно винтовку поднять так, чтобы тебя этим не ударило. Мы по кругу бежим, свалился, а он: «Ха-ха-ха, хо-хо-хо»! Ну что я тогда был, вес-то у меня был 44, наверное, килограмма. Ростиком маленький был - много ли мне надо было.

    Упражнения по рукопашному бою «Коли», «Штыком коли», «Ударь прикладом», «Отбейся». Рукопашный бой был один на один, с несколькими противниками. Один, второй, третий. В общем, который слаб - он выбывал. Который силён, парни деревенские были, здоровые, они выдерживали эти атаки. Они считались пионерами в этом деле, что вот он в рукопашном бою какую нагрузку выдерживает.

    Была строевая подготовка: «Вставай страна огромная». «Эх, махорочка-махорка». Эти песни пели.

    Породнились мы с тобою

    Вдаль глядят дозоры зорко

    Мы готовы в бой, мы готовы в бой.

    Как письмо получишь от любимой

    Вспомнишь дальние края

    И закуришь, и с колечком дыма улетает грусть-тоска

    Эх, махорочка-махорка .

    Это вот песня строевая. Ротных песен я не знаю. Песни разные были. Может они и были, но забылось. Начальник училища был участник гражданской войны, полковник Давыдов, награждённый ещё тогда. Он очень любил те старые песни. Его любимая песня - как только полковник на горизонте:

    Взвейтесь соколы орлами,

    Полно горе горевать.

    То ли дело под Полтавой

    В поле лагерем стоять.

    Эх, махорочка-махорка,

    Породнились мы с тобой

    Вот как раз эта песня. Ещё у него песня была. Полковник. Справедливый.

    Мне довелось участвовать на конференции в этом году (2005 - А. Б.) в доме облсовпрофа. Там я должен был выступать о том, как раньше шла подготовка вся, как на войне это всё сказывалось, помогало и какие в училище были порядки. После меня выступал полковник из этого вот училища (Сызранский военный авиационный институт - А. Б.) и такую ахинею нёс про нас фронтовиков, курсантов. А тогда только по телевидению прошёл этот фильм «Курсанты». И вот он стал … насмотрелся этого фильма. Я ему врезал, я ему врезал по полной, сколько сил было. Он был в том не прав, что в училище не готовили, плохо готовили. Вот сейчас мы хорошо готовим. А тогда офицеры все были штрафники, которые в армии не нужны были. Я это дело начистую отмёл. И то как нас училище готовило, я где угодно скажу, что здорово готовило, хорошо готовило, добросовестно. Трудно было.

    - А.Б. Как в училище кормили?

    Ну по военным временам мы голодными не были: это не правильно говорят, что мы совсем уж голодные были. Трудно было - строго этот ломтик хлебушка, там прврок, там картошка, капустка какая-то - по военным временам терпимое было питание. Потом же, где-то чего-то тут, родные приходили, меняли на табак. А, это уже потом на махорку-то стали менять. Тут-то как-то наоборот свою пайку на махорку обменивали, кто курил.

    - А.Б. Из винтовок, автоматов не стреляли?

    Нет, это было у нас стрельбище, где-то дальше - туда за кирпичный завод. Дальше по Московскому тракту, справа в лесу. Там и из пулемётов стреляли. Сначала в классах пулемёт изучали. Нужно было до такого совершенства изучать пулемёт, что с завязанными глазами должны были разобрать его и собрать. Это наказание было великое, потому что если не соберёшь, спутался, не так сделал, то снова, снова. Оставят тебя в свободное время отрабатывать. Особенно сложно у станкового пулемёта затвор. Много деталей у него: все их надо разобрать и собрать за определённое количество времени. Норматив времени я сейчас не помню. Но потом на войне это мне помогло хорошо. Потом изучали неполадки, задержки все: первое, второе.

    - А.Б. Какие основные причины задержек в стрельбе?

    Или грязь, недостаточно чётко был собран в своё время, смазка. Ну и выход из строя каких-то деталей.

    - А.Б. А лента?

    О, лента это … Ведь лент сейчас не стало, тогда все они были тканевые, матерчатые. Сам её уже набиваешь перед тем, как вести стрельбу, чтобы ты уже уверен был. Если уж сам не набиваешь, так сам проверишь, чтобы всё было. Не дай бог, она отойдёт в ту или другую сторону - может получиться заедание. Или чуть-чуть перекосило, тоже не будет стрелять.

    - А.Б. Насколько плохи были матерчатые ленты?

    Как сказать? Других-то не было. Появились металлические ленты не к станковым пулемётам, а к пулемёту Дегтярёва-Шпагина: Дегтярёв-Шпагин крупнокалиберный, Дегтярёв-Шпагин обыкновенный, вот там были металлические ленты. Но мы их тоже не очень любили.

    Но главное был пулемёт. Когда всю эту теоретическую часть изучали, то отправлялись туда на стрельбище. Там отрабатывали по минутам, по секундам это дело. Там надо было поразить со стольки-то выстрелов, там надо было сначала одиночными стрелять: раз, два. Потом уже по несколько выстрелов, потом уже очередью.

    - А.Б. По движущейся цели учили стрелять?

    По движущейся цели тоже: там были на движущихся проволоках закреплены эти мишени. Ручкой крутят - она движется, в неё должен попасть. Особенно трудны для нас пулемётчиков были учения, марш-броски. Одно дело пехотинец идёт с винтовкой, противогазом, комплектом патронов, всё что положено. А другое дело идёт пулемётчик: на нём скатка, на нём пулемёт. Пулемёт на отделение: в нём командир отделения, первый номер, второй номер и два или три подносчика. Обычно это отделение наше - один сначала за командира отделения, потом следующий раз другой, третий - то есть всех пропускали через будущие должности. Во взводе курсантском было четыре отделения, да даже три. По штату - четыре: командир взвода - офицер, помощник командира взвода - старший сержант, мог быть старшина, в общем сержант какой-нибудь. В отделении самая такая должность - подносчик: нужно с такого-то места доставить коробку с патронами, а они тоже тяжёлые.

    - А.Б. Сколько коробок было положено в марш-бросок брать?

    Это я уже не помню. Сколько по штату положено, столько и брали. Потому что там на войне надо было обязательно определённый комплект на пулемёт иметь перед началом военных действий. Особенно трудно было, конечно, нести станок. Он был тяжелее чем тело. Тело было 20-22 килограмма, а станок 30-32, а кроме того надо нести противогаз, без противогаза никуда, обычно автомат. Но автоматов не хватало, он был только у командира отделения, у остальных - винтовки. Появились СВТ, но мы их не любили очень: капризная. Были СВТ, АВС.

    - А.Б. Что больше изучали - СВТ или мосинскую?

    Мосинскую все знали, её любили; она была более надёжная. Там что - передёрнул затвор и всё. А эта, чуть только песчинка попадёт: всё, тыр-пыр, остановка, тыр-пыр, заела, - песок. А где ты без песка? Мосинская винтовка, пять патронов: перезарядил и стреляй. Автомат любили ППШ, тогда ещё круглые магазины были, рожковых не было, когда мы здесь учились. Рожковые только в войну, позднее появились, а может у нас их на вооружении не было. Там 72 патрона: так 71, а 72-ой туда загнанный, его любили. Ухода он тоже требовал солидного. Потом был ППД, он не прижился, дегтярёвский этот. Вот по оружию.

    - А. Б. На тактических занятиях каким приёмам борьбы с танками вас учили?

    Было конечно: гранату бросать противотанковую, такая вот дура тяжёлая с ручкой. Настилы эти делали поверх окопа, чтобы если танк пойдёт так тебя не придавило бы. А то он пройдёт, как взад-вперёд повернётся, так тут всех землёй и придавит. Всему этому учили - будущий командир взвода, всё всерьёз.

    - А.Б. Что главное было в тактике пулемётного взвода? Чему учили?

    «Взвод в обороне», «Взвод в наступлении», «Взвод на отдыхе». Наступление: тут видишь, когда поднимается в атаку пехота, пулемёты обеспечивают ей. То есть станковый пулемёт поднимается в наступление, уже когда пехота определённое количество прошла. Даётся команда (на всякий случай все уже готовы) его развернуть; его нужно двоим, с одной стороны и с другой стороны взять и бегом бежать. Развернуться и опять стрелять. Эта тактика, я не знаю, она официально была утверждена или нет, но, по крайней мере, было так. Первый, второй номер с пулемётом, двое подносчиков с коробками; они тоже могут быть пулемётчиками, их учили. И там двое ещё из пехоты прикомандирорывались, они с винтовками. Они тоже входят в расчёт. Их задача была в случае необходимости заменить, прикрыть. Потому что пока ты тут с пулемётом возишься, а немцы-то могут уже напасть в это время, - их задача была обеспечивать бесперебойную работу этого оружия войны.

    Что ещё с пулемётами? Сложности солидные доставляла вода, потому что от перегрева вода испаряется - нужно периодически воду подливать. Если воду не подольёшь, то сгорает сальник и пулемёт уже никуда не годен. Его надо в разборку, в ремонт - это сложно, сальники перематывать, переделывать. Смазка. Смазкой занимались все: командир отделения и другие. Но на фронте командиром отделения становился, как правило, первый номер. По положению должен быть командир отделения и первый номер. А фактически первый номер и становился командиром отделения, потому что здесь нужно было быть специалистом всё-таки.

    - А.Б. Кто выбирал позицию для пулемёта? И как выбирал?

    Это в зависимости от обстоятельств - как её выбирать. Одно дело, когда оборона. Нужно отрыть обязательно окоп. Если ячейки нет, окопа нет, то все в первую очередь отрывают ячейку. У неё была определённая схема. Сначала отрывалась для пулемёта, потом, когда пулемёт установили, начинали делать боковые, чтобы туда всех спрятать для запаса место, надо куда-то коробки, воду. Тоже нужно, чтобы обзор был, а то если впереди всё закрыто, то какой толк от пулемёта? Надо это учитывать.

    Обычно пулемётный взвод придавался стрелковому батальону или даже, бывало, стрелковому полку. Отдельных пулеметных рот не было, они рассредоточивались по воинским пдазделениям. Когда уже пулемёт установили, начинали себе строить укрытие, окоп. Потом когда окоп отроют, то делают углубления для патронов, углубления для воды, а потом соединяется траншеей.

    - А.Б. Один пулемёт с другим?

    Необязательно, потому что расстояние между пулемётами большое, но тут-то пехота между ними залегает.

    - А.Б. Запасные позиции были?

    Наверное были, потому что если нарушили траншею, то чего там, а если попадание в пулемёт, так куда его там.

     - А.Б. Если его засекли и начинает артиллерия по нему бить или другой пулемёт? Не меняли позицию?

    Нет, в этих случаях его обычно спускали в траншею, чтобы он не был поражён. А так, не знаю, по-моему, не было этого дела.

    - А.Б. Как вы можете оценить возможности МГ-34 и пулемёта Дегтярёва, какой был лучше?

    Б.З.: А я не знаю МГ. Это «горюновский», да?

    - А.Б. Не-не, это немецкий МГ-34. Вы их встречали, использовали?

    Б.З.: Нет, не использовал.

    - А.Б. А народ? Что бойцы говорили? Про оружие немецкое…

    Б.З.: Винтовка у них хорошая была. А пулемёт как-то я не знаю. У них, конечно, ленты были все металлические - это я знаю - ведь чтобы нам их на вооружение: нужны были патроны, патроны-то наши не подходили… Как-то мне не приходилось с этим встречаться. 

    Читать дальше 

    Просмотров: 892 | Добавил: Evgeniy_Gorev | Теги: Замятин Б.М., Выпускники Шешургской школы, интервью, Шешурга | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]