В феврале 2013г. в Котельниче в центральной городской библиотеке им. Рахманова состоялась встреча духовенства Никольского собора г.Котельнича с молодежью города, приуроченная к празднику Сретения Господня, который также ещё является Днём православной молодёжи. Данное мероприятие было организовано Молодежным Правительством Кировской области и Никольским собором. В ходе общения, которое проходило в свободой форме, присутствующие могли задать организаторам мероприятия различные вопросы, касающиеся веры, церковной жизни. Среди прочего, участники встречи хотели услышать ответ, касающийся деревни Лелековы Котельничского района (находящейся примерно в 4-х км от города), рядом с которой сейчас находится источник-родник в честь Казанской иконы Божией Матери, облагороженный населением. Вопрос заключался в том, как возник этот родник и была ли в этой деревне часовня, которая, с приходом советской власти, якобы ещё ушла под землю. И возможно уже на её месте и появился родник.
За разъяснением этого вопроса мы обратились в Котельничский краеведческий музей, где нам порекомендовали такой архивный документ, как «Указатель дней праздничных, ярмарок и торжков в г.Котельниче и сёлах Котельничского уезда», составленный действительным членом Вятского Губернского Статистического Комитета Д.Сенниковым. В данном документе, кроме всего прочего, указываются храмы и часовни Котельничского уезда в дореволюционный период, и по мнению работников музея, если часовня в Лелековых действительно была, то она также записана в Указателе Сенникова. После изучения документа упоминаний о деревне Лелековы, а также часовни в ней, не обнаружено.
Данный факт подтверждает ещё более авторитетный документ - Статистическое описание Вятской епархии за 1912г., составленное архивариусом Духовной Консистории В. И. Шабалиным. Известно, что часовни были приписаны к какому-то приходскому храму. В ходе дальнейшего исследования, было установлено, что населённые пункты однозначные по названию с д.Лелековы, были приписаны к Свято-Троицкому собору г.Котельнича (займище вновь Лелековское), к Николаевской церкви г.Котельнича (д.Лелековская), а также к Александро-Невской церкви с.Александровское Котельничского уезда (Лелековский) и Казанско-Богородицкой – с.Ацвеж Котельничского узда (Лелековский 1-й (Лопатины) и Лелековский 2-й (Кунгур).
Здесь, несмотря пока на расстояние, внимание сразу хочется обратить на Казанско-Богородицкую церковь Ацвежа, поскольку и родник в Лелековых также в честь Казанской Божией Матери. Однако описание Ацвежского прихода за 1912г. это не подтверждает, лелековская часовня в нём не указывается. Также она не указана и в описании других упомянутых церквей.
В результате исследований, следует вывод что д.Лелековы всё-таки входила в Котельничское городское благочиние и приписана к приходу Николаевской церкви (согласно Справочнику по составу приходов церквей Котельничского уезда на 1915г.)
Всё-таки и расстояние от неё до Котельнича намного меньше, чем до Александровского или Ацвежа. Согласно переписи 1926г. д.Лелековы также числится и входит в Котельничский сельский совет. Кроме уже известного названия 1912г. (Лелековская), она указывается как Лелековы (или Лелеково). Именно с того времени она и получила своё современное название.
К приходу Николаевской церкви на 1912г. было приписано 4 часовни, но среди них не значится часовня деревни Лелековы.
Таким образом, согласно архивным документам, наличие часовни в д.Лелековы Котельничского района не получило подтверждения. Скорее всего, мнение о том, что часовня была, но потом ушла под землю, только красивая легенда, которая сложилась в результате многочисленных посещений родника около деревни. К водным источникам-родникам на Руси всегда относились с почтением, считали святыми, даром Божиим. Родники были верными помощниками усталых путников, их оберегали, обустраивали, помещали около них ковшики для воды. Нередко, отмечали место родника крестом или часовней. Поэтому уникальность источника у д.Лелековы не становится менее заметной.
Прихожанка Никольского собора г.Котельнича Галина поведала одну историю, свидетелем которой она оказалась на указанном источнике. Как-то раз, её знакомые попросили показать где находится источник. Поехали они на машине. Галина рассказывает, что во время поездки её знакомые разговаривали, шутили, а она молилась про себя Матери Божией. Когда приехали на источник, то увидели, что вода практически не течёт. Спустя некоторое время, знакомые Галины всё же набрали воды, хотя и потратили не мало времени. В свою очередь они продолжали шутить. Галина же продолжала молиться. Когда же и она подошла, чтобы набрать воды, то услышала в глубине трубы, через которую шла вода, два голоса - мужской и женский. Мужской голос спрашивал: "Теперь можно дать воды?". Женский голос ответил утвердительно. После этого вода хлынула с сильным напором, так что набрать объёмную тару не составило никакого труда.
Горев Е.И.
Источники:
- «Указатель дней праздничных, ярмарок и торжков в г.Котельниче и сёлах Котельничского уезда», составленный действительным членом Вятского Губернского Статистического Комитета Д.Сенниковым.
- В .И.Шабалин. Вятская епархия : историко-географическое и статистическое описание : (с картою вятской губернии). - Вятка, 1912. - 669 с.
- Перепись населения Кировской области за 1926г.
- Справочник по составу приходов церквей Котельничского уезда на 1915г.
|